Если бы да кабы...
Эксперты из Казахстана и России в понедельник пытались разобраться, насколько была адекватна возникшей угрозе помощь нашей стране стран - участниц Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Политологи в один голос утверждают, что Казахстан мог бы и сам справиться с экстремистами и мародерами, орудовавшими в Алматы и других городах. Вопрос в другом.
- Вся операция затянулась бы по времени и ресурсам. Конечно, у Казахстана достаточно своих сил. Но вопрос в том, что на тот момент необходим был месседж для тех, кто колебался. Приглашение миротворцев ОДКБ было больше моральной и политической поддержкой суверенному государству и легитимным властям в тот критический момент. Это был сигнал в том числе и внутри Казахстана, и внешне заинтересованным силам, которые, возможно, пытались воспользоваться ситуацией по дестабилизации страны. Критической помощи со стороны ОДКБ в плане стабилизации ситуации не было, силы миротворцев были очень маленькие - около 2,5 тысячи военнослужащих, - высказал мнение замдиректора Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Санат КУШКУМБАЕВ.
Он обратил внимание, что, несмотря на прогнозы и опасения об оккупации Казахстана, потере суверенитета и навязанной российской повестке, миссия ОДКБ завершилась в короткое время: меньше чем через неделю после начала развертывания началось сворачивание операции.
Но почему вместо сил ОДКБ Казахстан точно так же не подключил свою армию?
- Во-первых, у нас было введено чрезвычайное, а не военное положение, поэтому не было смысла использовать подразделения вооруженных сил, - считает казахстанский политолог Андрей ЧЕБОТАРЕВ. - И вся операция была не военная, а антитеррористическая, то есть воевать казахстанское руководство ни с кем не собиралось. Во-вторых, уже сейчас идет критика в адрес полицейских и Нацгвардии. Кто-то ругает их за то, что они не проявили усилий по очищению Алматы от провокаторов и мародеров. Другие, наоборот, говорят: как можно стрелять в свой народ? Представьте себе, что было бы, если на зачистку отправили армию? А кто наша армия? Это в первую очередь призывники - молодые люди 18-20 лет. Правильно, что их не использовали!
Да, могли использовать профессиональных контрактников, десантников, но, как я понимаю, с этим были серьезные вопросы. И только сейчас президент поставил перед командованием вооруженных сил вопрос о создании подразделения специальных операций. Теперь у нас тоже создают армейский спецназ, но уже не просто для выполнения целей военного характера, но и для антитеррористического, - отметил Чеботарев.
Руководитель информационно-аналитического Центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Дарья ЧИЖОВА рассказала, что ситуация в Казахстане вызвала огромный интерес не только у российских аналитиков, но и у обычных россиян. Недавний опрос показал, что 72 процента россиян были осведомлены о событиях в нашей стране. Это очень много, по ее мнению. Казахстанская повестка в первые две недели января затмила всю информационную повестку внутри России. И здесь не обошлось без поводов, связанных с ОДКБ.
- Если говорить о реакции населения в целом на ОДКБ, то, согласно опросу, 54 процента россиян одобряют использование сил ОДКБ. Мне хочется акцентировать внимание на посыле, который вкладывают 54 процента россиян: это именно помощь братскому народу, формулировка “надо помочь”. Кризисная ситуация показала, что большинство россиян очень дружественно и тепло относятся к Казахстану, и формулировки никак не связаны с территориальными претензиями, как это любят муссировать в соцсетях. Соцопросы показывают, что братская тональность в кризисный момент сильно проявилась, - отметила эксперт.
А если, не приведи Всевышний, случится пожар в другой стране, готов ли Казахстан оказать помощь партнерам по ОДКБ?
- На мой взгляд, вполне может быть. Если со стороны Афганистана произойдет вторжение на территорию Таджикистана или какие-то внутренние экстремистские силы, имеющие связь с зарубежными единомышленниками, будут предпринимать попытки, то вполне возможно, что и здесь ОДКБ себя проявит. Но, с другой стороны, Таджикистан хорошо охраняем, там присутствует 201-я дивизия российских вооруженных сил. Это их двусторонние взаимоотношения, поэтому, может быть, здесь и не понадобится участие ОДКБ, - полагает Чеботарев.
А вот другой вопрос: почему Казахстан не обратился вместо ОДКБ в ООН, где также есть миротворцы? Тогда, наверное, было бы гораздо меньше критики мирового сообщества…
- Конечно, теоретически мы могли обратиться в ООН, тем более наш президент был когда-то заместителем генсека этой организации. Но представьте себе весь этот бюрократический аппарат ООН? Когда бы они рассмотрели и приняли обращение, половина Казахстана, возможно, уже стала бы аналогом Сирии и Ливии с вооруженными анклавами. Поэтому все, что сделано, то сделано, и достаточно эффективно. И если говорить о нашем имидже, то, в конце концов, это то, что мы делаем сами. Понятно, что не все ладно в экономике, политике и силовых структурах. Но! Это наше дело, за нас это никто не сделает, а как на нас будут смотреть другие... всем не угодить, - добавил Чеботарев.
Тогжан ГАНИ, Нур-Султан