Водород вместо нефти
Вложения иностранцев в казахстанские компании упали на 30 процентов в начале ковидной пандемии, эти потери слегка компенсировались в этом году. Но на допандемийный уровень иноинвестиций правительство надеется выйти только в новом году. Чиновники рассказали, чем так манит инвесторов Казахстан.
Как отметил на брифинге вице-министр национальной экономики Алишер АБДЫКАДЫРОВ, в 2020 году глобальные потоки иностранных инвестиций снизились на 35 процентов, что является максимальным сокращением за последние 30 лет.
Казахстан в 2020 году недосчитался 17 млрд долларов, приток инвестиций упал на 30 процентов. В этом году наблюдается положительная динамика: за первое полугодие привлечено 11,1 млрд долларов. Чиновники не унывают, они верят, что допандемийный показатель инвестиций мы увидим уже в новом году, то есть сможем привлечь 24 млрд долларов, как это было в 2019 году. К слову, до пандемии Казахстан привлекал около 20 млрд долларов ежегодно.
- Самыми привлекательными факторами для инвесторов являются политическая и экономическая стабильность, стратегическое географическое положение нашей страны между Европой и Азией, безусловно - природные ресурсы, неосвоенные ниши в нашей стране и относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила, - сказал зампредседателя комитета по инвестициям МИД Ерлан ЗЕЙНЕШЕВ.
Вместе с тем он заметил, что инвесторы порой уходят с нашего рынка:
- Да, инвесторы иногда в нашей стране сталкиваются с трудностями. К таковым можно отнести слабо развитую инфраструктуру в силу большой территории нашей страны, а еще по-прежнему инвесторы сталкиваются с проблемами таможенного и налогового администрирования, и следует признать, что у них бывают миграционные и визовые вопросы. По этим направлениям мы работаем.
Значительная доля прямых инвестиций по-прежнему приходится на горнодобывающую промышленность. Однако на брифинге чиновники с радостью сообщили, что иностранцы начали проявлять интерес и к производству “зеленого” водорода в Казахстане (его получают путем электролиза воды с использованием электричества из возобновляемых источников энергии).
- По оценкам экспертов, водород станет новой нефтью! В этом плане наличие обширных территорий в нашей стране, качество, плотность ветра и солнца позволят нам претендовать на роль крупного производителя водорода в будущем, - заявил Зейнешев.
На данный момент крупнейшими инвесторами Казахстана являются Нидерланды, США, Швейцария, Россия и Великобритания.
Тогжан ГАНИ, фото с сайта afk.kz, Нур-Султан
А тем временем
Вездесущий злобный вирус
Тенге пострадал от нового штамма COVID-19
По информации директора департамента монетарных операций Национального банка Нуржана ТУРСУНХАНОВА, в понедельник национальная валюта ослабла на 0,4 процента по сравнению с пятницей, составив 433,5 тенге за доллар. Виноват в этом новый штамм COVID-19 под названием “омикрон”, выявленный намедни в Южной Африке.
В связи с обнаружением новой напасти ряд стран, в частности Великобритания, Сингапур, Австрия, Израиль, Гонконг, приостановили авиасообщение с ЮАР. В ближайшее время аналогичное решение ожидается для всего Евросоюза. Кроме того, в трех странах ЕС начал действовать локдаун из-за резкого увеличения случаев заражения коронавирусом.
На этом тревожном фоне снизились цены на нефть. Котировки нефти марки “Брент” рухнули сразу на 11,6 процента - с 82,2 до 72,7 доллара за баррель.
- Рынок нефти и без этого находился под давлением после скоординированных действий США и других стран - потребителей топлива по продаже нефти из стратегических резервов, но очевидное ухудшение ситуации с коронавирусом вызвало обвал котировок, - пояснил Турсунханов.
Ситуация коснулась и рынков акций. В пятницу европейский индекс акций Eurostox 50 снизился на 4,8 процента, японский индекс Nikkei упал на 2,5 процента, американский индекс S&P 500 закрылся со снижением на 2,3 процента.
Повышенная волатильность и риски, связанные с новым штаммом коронавируса, поддерживают дальнейшее укрепление доллара США и других защитных валют, информирует Нацбанк. Стоимость российского рубля снизилась на 1,2 процента - с 74,6 до 75,6 рубля за доллар - в результате падения цен на нефть и нарастающей геополитической неопределенности вокруг Украины. В целом с начала ноября индекс валют развивающихся стран упал на 4,6 процента, а индекс доллара США DXY против валют развитых стран укрепился на 2,1 процента.
Однако надежда на улучшение есть. На фоне заявлений фармацевтических компаний Moderna и Pfizer о возможности быстро адаптировать свои вакцины к новому штамму в понедельник на азиатской сессии на рынках наблюдалась некоторая коррекция. В частности, цена на нефть марки “Брент” показала рост на 3,08 процента - до 74,96 за баррель.
- Дальнейшая динамика нефти будет во многом зависеть от предстоящей встречи ОПЕК+, назначенной на 2 декабря, к которой эксперты должны будут оценить возможный негативный эффект от распространения нового штамма COVID-19, - считает Турсунханов. - Если будет принято решение о приостановке наращивания добычи, то это окажет поддержку ценам на нефть и валютам стран-экспортеров. Мы считаем, что неопределенность вокруг нового штамма сохранится до появления официальных результатов тестирования, которые должны прояснить уровень заразности, летальности штамма и, что немаловажно, эффективность имеющихся вакцин против данного штамма.
Мадина АИМБЕТОВА, Алматы