2252

Мотор не заглохнет!

Минэнерго обещает покончить раз и навсегда с дефицитом бензина и дизтоплива

Мотор не заглохнет!

Во вторник на заседании правительства министр энергетики Магзум МИРЗАГАЛИЕВ назвал меры, при реализации которых эта ежегодно возникающая проблема будет решена окончательно.

По словам главы Минэнерго, после модернизации нефтеперерабатывающих заводов в стране уже вырос объем производства нефтепродуктов.

- За 10 месяцев этого года объем производства нефтепродуктов составил 11,3 млн тонн, или 109 процентов к аналогичному периоду 2020 года. План производства нефтепродуктов на 2021 год составляет 13,1 млн тонн, или 105 процентов к 2020 году, - доложил глава Минэнерго.

В этом году должна завершиться модернизация блока производства битума на профильном заводе в Актау, что позволит увеличить производственную мощность с 400 тысяч до 450 тысяч тонн в год. Частные инвесторы реализуют проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Туркестанской области, которые планируется завершить в 2023 году.

- Это Standart Рetroleum & Со мощностью переработки 2 млн тонн нефти (с выпуском 260 тысяч тонн бензина и 500 тысяч тонн дизельного топлива) и ТОО “Standart Resources” мощностью переработки 100 тысяч тонн угля с получением синтетической нефти с дальнейшим получением нефтепродуктов, - сообщил министр.

Но самое интересное Мирзагалиев оставил на конец своего спича: на Павлодарском нефтехимическом заводе до 2025 года будет окончена реконструкция установки гидроочистки с интеграцией блока депарафинизации, что позволит производить 160 тысяч тонн зимнего дизтоплива, которое еще не выпускали в Казахстане.

Благодаря этому, прогнозирует министр, объем производства нефтепродуктов увеличится на 2,2 млн тонн и составит 15,3 млн тонн, а объем привлеченных инвестиций в этот промсектор составит 148,5 млрд тенге.

А пока в нынешней обстановке в Казахстане действует полугодовой запрет на вывоз бензина и дизтоплива. Совместный приказ Минэнерго, КНБ, Минфина и МВД вступил в силу 21 ноября. Такое решение, как объяснили в правительстве, необходимо, чтобы не допустить дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. К слову, предыдущий шестимесячный запрет на экспорт ГСМ вводили в апреле.

Напомним, в конце сентября в нескольких регионах страны водители-дальнобойщики объявили о нехватке дизтоплива и резко возросшей цене на него. На большинстве автозаправочных станций в регионах его отпускали только по талонам. В октябре на высокие цены и крайне низкое качество топлива начали жаловаться и автомобилисты, снимая видео с замерзшим дизтопливом и заглохшими машинами.

В конце октября президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ раскритиковал работу госорганов, проглядевших резкое снижение запасов топлива в стране, а в начале ноября он заявил, что дефицит дизтоплива был создан искусственно.

- Непонятно, почему не были задействованы запасы госматрезерва и инфраструктура МЧС? - возмутился тогда глава государства. - Имеется возможность хранения в госматрезерве до 50 тысяч тонн дизельного топлива. Этого достаточно для того, чтобы пройти острый период без ценовых потрясений и дефицита! Почему после 2 трлн тенге, направленных на модернизацию заводов, продолжаются внеплановые остановки НПЗ на ремонт? Вот это интересный вопрос, на который надо ответить! Еще раз говорю: правительство должно брать на себя такую ответственность! А для чего существует правительство? Другого органа у нас нет. Поэтому дайте мне вариант решения, поскольку это требует конкретных ответов. Иначе в подобной ситуации страна будет оказываться постоянно.

И вот правительство представило, судя по всему, свой вариант. Время покажет, насколько он окажется жизнеспособным.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть