Мотор не заглохнет!
Минэнерго обещает покончить раз и навсегда с дефицитом бензина и дизтоплива
Во вторник на заседании правительства министр энергетики Магзум МИРЗАГАЛИЕВ назвал меры, при реализации которых эта ежегодно возникающая проблема будет решена окончательно.
По словам главы Минэнерго, после модернизации нефтеперерабатывающих заводов в стране уже вырос объем производства нефтепродуктов.
- За 10 месяцев этого года объем производства нефтепродуктов составил 11,3 млн тонн, или 109 процентов к аналогичному периоду 2020 года. План производства нефтепродуктов на 2021 год составляет 13,1 млн тонн, или 105 процентов к 2020 году, - доложил глава Минэнерго.
В этом году должна завершиться модернизация блока производства битума на профильном заводе в Актау, что позволит увеличить производственную мощность с 400 тысяч до 450 тысяч тонн в год. Частные инвесторы реализуют проекты по строительству нефтеперерабатывающих заводов в Туркестанской области, которые планируется завершить в 2023 году.
- Это Standart Рetroleum & Со мощностью переработки 2 млн тонн нефти (с выпуском 260 тысяч тонн бензина и 500 тысяч тонн дизельного топлива) и ТОО “Standart Resources” мощностью переработки 100 тысяч тонн угля с получением синтетической нефти с дальнейшим получением нефтепродуктов, - сообщил министр.
Но самое интересное Мирзагалиев оставил на конец своего спича: на Павлодарском нефтехимическом заводе до 2025 года будет окончена реконструкция установки гидроочистки с интеграцией блока депарафинизации, что позволит производить 160 тысяч тонн зимнего дизтоплива, которое еще не выпускали в Казахстане.
Благодаря этому, прогнозирует министр, объем производства нефтепродуктов увеличится на 2,2 млн тонн и составит 15,3 млн тонн, а объем привлеченных инвестиций в этот промсектор составит 148,5 млрд тенге.
А пока в нынешней обстановке в Казахстане действует полугодовой запрет на вывоз бензина и дизтоплива. Совместный приказ Минэнерго, КНБ, Минфина и МВД вступил в силу 21 ноября. Такое решение, как объяснили в правительстве, необходимо, чтобы не допустить дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке. К слову, предыдущий шестимесячный запрет на экспорт ГСМ вводили в апреле.
Напомним, в конце сентября в нескольких регионах страны водители-дальнобойщики объявили о нехватке дизтоплива и резко возросшей цене на него. На большинстве автозаправочных станций в регионах его отпускали только по талонам. В октябре на высокие цены и крайне низкое качество топлива начали жаловаться и автомобилисты, снимая видео с замерзшим дизтопливом и заглохшими машинами.
В конце октября президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ раскритиковал работу госорганов, проглядевших резкое снижение запасов топлива в стране, а в начале ноября он заявил, что дефицит дизтоплива был создан искусственно.
- Непонятно, почему не были задействованы запасы госматрезерва и инфраструктура МЧС? - возмутился тогда глава государства. - Имеется возможность хранения в госматрезерве до 50 тысяч тонн дизельного топлива. Этого достаточно для того, чтобы пройти острый период без ценовых потрясений и дефицита! Почему после 2 трлн тенге, направленных на модернизацию заводов, продолжаются внеплановые остановки НПЗ на ремонт? Вот это интересный вопрос, на который надо ответить! Еще раз говорю: правительство должно брать на себя такую ответственность! А для чего существует правительство? Другого органа у нас нет. Поэтому дайте мне вариант решения, поскольку это требует конкретных ответов. Иначе в подобной ситуации страна будет оказываться постоянно.
И вот правительство представило, судя по всему, свой вариант. Время покажет, насколько он окажется жизнеспособным.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан