Защитить и уберечь
Гражданам, которые из-за мошенников стали вдруг заемщиками, будут оперативно аннулировать эту задолженность
Об алгоритме совместных действий в таких ситуациях договорились Генеральная прокуратура, МВД и Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР). Эти и другие меры защиты прав потребителей обсудили во вторник на заседании правительства.
О мерах защиты граждан от мошеннических операций и недопущении выдачи незаконных онлайн-микрокредитов рассказал первый заместитель председателя АРРФР Олег СМОЛЯКОВ. В марте этого года, напомнил он, агентство ввело дополнительные требования по обязательной биометрической двухфакторной идентификации при выдаче займов в режиме онлайн.
- В октябре текущего года агентство совместно с МВД и Генпрокуратурой подписало межведомственный меморандум и алгоритм для выявления и расследования мошеннических кредитов, оперативного списания фиктивной задолженности заемщиков, - заявил Смоляков.
Кроме того, ведомство сейчас разрабатывает дополнительные меры по ужесточению правил работы коллекторов, включая предложенное Генпрокуратурой введение для них административной и уголовной ответственности.
Для защиты потребителей финуслуг АРРФР обязало руководителей банков утверждать предельные ставки и тарифы. Определены предельные размеры неустоек (штрафов и пени), начисляемых за нарушение потребителями обязательств по финансовым операциям.
- Регламентирован порядок урегулирования споров между финансовыми организациями и потребителями по исполнению ими обязательств, в том числе посредством института финансового омбудсмена. За публикацию рекламы, не соответствующей действительности, установлена административная ответственность, - сообщил Смоляков.
Он напомнил, что в мае этого года принят закон по вопросам регулирования банковской, микрофинансовой и коллекторской деятельности. Банкам запретили требовать от клиентов вознаграждение, неустойку, комиссии и иные платежи по истечении 180 дней просрочки по всем ипотечным займам.
- Расширены основания для списания банковских остатков граждан по ипотечным займам. Установлена обязанность банков и микрофинансовых организаций раскрывать сведения о номинальных ставках и годовых эффективных ставках по выданным кредитам, - проинформировал первый замглавы АРРФР.
Функционируют единый интернет-портал по финансовой грамотности fingramota.kz, а также мобильное приложение Fingramota Online, которое круглосуточно позволяет потребителям направлять обращения финрегулятору, сообщать о случаях финансового мошенничества и сомнительных организациях.
Помимо этого в октябре агентство опубликовало список подозрительных субъектов, включающий 56 организаций, в деятельности которых выявили признаки финансовой пирамиды, и 65 лиц, работающих без лицензии или разрешения.
Между тем министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ в своем выступлении отметил рост жалоб потребителей:
- Так, если за 2019 год министерство рассмотрело 5977 обращений, то их количество за 2020-й возросло до 20 919. Вопросы, беспокоящие потребителей, повторяются из года в год: это сферы ЖКХ, розничной торговли, медицинских, туристических услуг, услуг связи, транспорта.
По его словам, Минторговли инициирует поправки в законодательство по защите прав потребителей. Будет закреплен статус Национальной ассоциации потребителей как некоммерческой организации. Введут институт омбудсмена, “который будет служить голосом народа и напрямую доводить до первых лиц государства проблемы отраслей, где нарушаются права потребителей”, сказал Султанов.
- Приняты во внимание пожелания общественных объединений о необходимости реституции нормы закона о начислении им вознаграждения от суммы, возмещаемой потребителю. Предлагается также усовершенствовать правовое регулирование с целью недопущения нарушений прав потребителей в сегменте электронной торговли, - проинформировал министр.
Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан