3308

Закинули в сети

С какими интернет-платформами вел переговоры Казахстан в рамках законопроекта, призванного регулировать их взаимоотношения с уполномоченным госорганом, и к каким результатам пришел? Этот и другие вопросы обсуждались на прошедшем 18-19 ноября XII Центральноазиатском форуме “Развитие интернет-сферы в Центральной Азии InternetCA-2021”, который в этом году был посвящен теме регулирования интернета.

Закинули в сети

В Казахстане, по мнению экс­пертов, ограничение деятельности, или, если говорить проще, блокировка интернет-ресурсов, происходит в большинстве случаев по обоснованным причинам. Как сообщил со ссылкой на данные Министерства информации и общественного развития (МИОР) директор общественного фонда Digital Paradigm Елжан КАБЫШЕВ, с января по сентябрь 2021 года работа интернет-ресурсов чаще всего подвергалась ограничениям по внесудебным решениям, то есть по предписаниям уполномоченного органа, из-за пропаганды терроризма и экстремизма (3872 материала), распространения порнографии (3198 материалов) и информации, наносящей вред ребенку (2342). На основании судебных актов деятельность интернет-ресурсов ограничивали больше всего из-за пропаганды наркотиков (22 материала), распространения заведомо ложной информации (7) и пропаганды суицида (6). В целом же более трети ограничений приходится на пропаганду терроризма.

По словам вице-министра информации и общественного развития Кемелбека ОЙШЫБАЕВА, ограничение деятельности интернет-ресурсов в Казахстане не носит массового характера. А прежде чем ограничить, с каждым ресурсом ведется разъяснительная работа на основе двустороннего обмена мнениями.

- Но если игнорируются наши обращения, объяснения, в установленном порядке ограничивается доступ к отдельным интернет-ресурсам, - сообщил замглавы МИОР. - В случае несогласия с данным решением, естественно, любой интернет-ресурс может его обжаловать. Но чаще всего интернет-ресурсы идут навстречу, удаляют противоречащий нашему законодательству материал и в большинстве случаев возобновляют свою работу.

Зашла речь на форуме и о законопроекте, призванном регулировать взаимодействие госорганов с популярными в обществе пабликами. МИОР уже провело переговоры с основными социальными сетями и достигло предварительных соглашений.

- Обсуждения проводились с администраторами Meta (Facebook, Instagram и WhatsApp), c представителями TikTok, LinkedIn, Telegram, а также с российскими “Одноклассниками” и ВКонтакте, - сообщил Ойшыбаев. - У всех есть четкое понимание, что противоправные материалы, особенно касающиеся кибербуллинга детей подросткового возраста, не должны оказывать на них психическое воздействие. Все социальные сети подтвердили, что готовы рассматривать вопрос оперативного удаления данных материалов. В законопроекте прописано удаление в течение 24 часов.

Вице-министр также высказался насчет инициативы группы парламентариев обязать соцсети открывать представительства в Казахстане:

- Большинство высказало, что они понимают и готовы определить представителя для работы с Казахстаном, но без обязательного нахождения именно в Казах­стане. Мы в своем заключении правительству предложили пойти на это. Получается, каждая администрация социальной сети определяет представителя для взаимодействия с Казахстаном, который будет в постоянном контакте с нами (с МИОР. - М. А.). Соответственно, все материалы, которые мы направляем данным представителям, рассматриваются в приоритетном порядке. Администраторы TikTok и LinkedIn сообщили, что их представителями будут, скорее всего, те, кто работает в Москве. Facebook и Instagram обозначили, что их представители будут находиться в Гонконге. Там находится их офис, который регулирует Китай, Монголию, страны Центральной Азии.

- Письма с приглашениями провести онлайн-встречи и обсудить наши предложения мы направили всем, абсолютно всем крупным социальным сетям. Но у нас не было обсуждения с Twitter, YouTube и Google. Но это не говорит о том, что данная норма в случае ее принятия будет применяться только к тем, с кем у нас были переговоры. Это закон, и он будет обязателен к исполнению на территории Казахстана для всех, - уточнил Ойшыбаев.

Отвечая на вопросы, он высказал мнение, что в случае неназначения соцсетью своего представителя для взаимодействия с уполномоченным органом Казахстана это может обернуться снижением трафика.

- Это не блокировка, это значит, что длительный доступ на их сети будет ограничен, - добавил вице-министр.

Он еще раз подчеркнул, что все эти вопросы пока носят характер предложений:

- В проект заключения правительства по законопроекту мы эти предложения добавили, но оно еще не подписано. Пока точнее говорить о позиции нашего министерства. Они еще должны будут окончательно промодерированы и только потом направлены в парламент. Что из этого примут, что не оставят, пока трудно сказать. Но в целом, думаю, наши поправки будут приняты, так как мы уполномоченный орган и нам вести работу.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть