11999

Неприкасаемых теперь точно не будет?

Глава Агентства по противодействию коррупции (АПК) Марат АХМЕТЖАНОВ анонсировал новые методы борьбы с мздоимством и взяточничеством в коридорах власти. Разворошить чиновничий улей антикоровцы решили с Министерства сельского хозяйства, к которому в этом году у простого народа накопилось больше всего обид.

Неприкасаемых  теперь точно не будет?

Сотрудники антикоррупционной службы начали большую проверку в Минсельхозе. Ахметжанов объявил, что объектом расследования борцов с продажностью станут преступные схемы и скрытые формы хищения.

- За последние пять лет выделено 2 трлн тенге субсидирования в сферу сельского хозяйства. Из них 465 млрд тенге - на развитие племенного животноводства. Благородные были цели - сделать Казахстан экспортером мяса, создать рабочие места, кормовые площадки. Но у нас сегодня, к сожалению, импорт мяса вырос на 62 процента. То есть практически мы пустили огромные средства на ветер! Они не сработали на экономику, - сказал глава антикора на брифинге.

Марат АХМЕТЖАНОВ. Фото с сайта zakon.kz

Он отметил, что преступления, когда отдельных лиц ловят на контрабанде скота или похищении субсидий, - это только вершина коррупционного айсберга.

- Поэтому мы сегодня “зашли” в Министерство сельского хозяйства выяснить, как закладывались эти средства, какие были целевые индикаторы, почему эти целевые индикаторы на сегодня не выполнены. Кто должен был контролировать, кто несет персональную ответственность? Концепцию разрабатывало министерство, исполнение идет в акиматах, а контроль вообще другой орган осуществляет! Это все и привело к халатному расходованию бюджетных средств и стало кормушкой! - констатировал тяжеловес в борьбе с коррупцией. - К сожалению, надо сегодня отметить, это целенаправленное обналичивание и хищение субсидий, направленных на развитие сельского хозяйства. И в этом направлении мы будем дальше работать!

“Время” обратилось в Минсельхоз за комментариями по поводу обвинений антикора, однако нам отказали.

- Пока идет проверка, никаких комментариев с нашей стороны не будет, - сказали в пресс-службе Минсельхоза.

Стоит напомнить, что в этом году в агропромышленном комплексе страны случились две беды, с которыми не могли справиться чиновники Минсельхоза и других аграрных ведомств. В начале лета взлетели цены на молодой картофель, свеклу и морковь - в среднем до 500 тенге за килограмм. А запасы старого урожая к этому времени в стабилизационных фондах уже закончились либо потеряли товарный вид.

Летом же во многих регионах страны случилась сильнейшая засуха, из-за чего трава едва взошла, а потом полностью сгорела под палящими лучами солнца, при этом подорожали корма для скота. В ряде регионов произошел массовой падеж коров и лошадей. После всего этого последовала отставка министра сельского хозяйства Сапархана ОМАРОВА.

Но вернемся к заявлениям Марата Ахметжанова. Борцы со взяточничеством решили взять на карандаш всех чиновников без исключения. В Казахстане планируют проводить регулярные проверки бастыков, чьи расходы превышают доходы.

Глава АПК рассказал, что возглавляемое им ведомство разрабатывает концепцию развития антикоррупционной политики на 2022-2026 годы. И одной из революционных новелл в ней является введение ответственности за не­обоснованное обогащение.

- Превышение расходов над доходами - это уже сигнал для начала финансовой проверки или расследования! Соответствующий законопроект мы внесли в парламент, - сообщил Ахметжанов.

Он напомнил, что в 2018 году Казахстан присоединился к международному соглашению об обмене информацией о счетах - этот документ позволяет выявлять активы за рубежом.

- Следующий шаг - возврат этих активов (незаконных или полученных криминальным путем. - Т. Г.). В этом году нам поможет присо­единение к европейским конвенциям, которое станет эффективной основой для борьбы с выводом теневых доходов коррупционеров на зарубежные счета. Такие меры лишат смысла приходить на госслужбу с целью обогащения! - заявил Ахметжанов.

А еще АПК намерено ввести такой контрольный метод, как “проверка на честность” в отношении госслужащих, популярный в европейских странах. На Западе четко разграничено, что является провокацией взятки, а что - экспериментальной проверкой сановников на вшивость. При этом того, кто поддался взятке в смоделированной ситуации, там не сажают в тюрьму, а просто увольняют с госслужбы, и он уже больше не имеет права занимать государственный пост.

- Другими словами, планируется проверка на коррупционную устойчивость. Это хороший превентивный инструмент, сдерживающий госслужащих от вымогательств или получения взятки, - заметил Ахметжанов.

Он упомянул, что ответственность за коррупцию в Казахстане максимально ужесточили. Например, наказание изобличенных во взяточничестве сотрудников правоохранительных органов и судей достигает 15 лет лишения свободы. Как сказал Ахметжанов, “больше дают на сегодня в Казахстане только убийцам и педофилам”.

В комментариях на этот пыл антикоррупционщиков граждане отреагировали пожеланием трясти не только рядовых госслужащих, но и дойти до чиновников высшего звена.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть