Держи бак шире!
В регионах страны дизтоплива осталось на несколько дней
Куда ещё хуже?
Министерство энергетики предупреждает: в октябре могут быть проблемы с ГСМ из-за ремонта Павлодарского НПЗ
Сотни заправок в Шымкенте и Туркестанской области, не принадлежащих крупным сетям, стоят с полупустыми резервуарами, автозаправщики несут убытки. По их словам, в стране сложилась патовая ситуация: нефтеперегонные заводы работают в плановом режиме, но при этом на рынке дефицит дизельного топлива и бензина марки Аи-92. В стремлении донести проблему до правительства владельцы автозаправочных станций (АЗС) пришли в региональную палату предпринимателей “Атамекен”, где им обеспечили подключение в режиме онлайн представителей всех заинтересованных ведомств. Только вот диалога не получилось: чиновники лишь констатировали факт того, что топлива в стране действительно не хватает и оно будет дорожать. “Цены на ГСМ регулирует исключительно рынок” - такой был ответ.
- Большинство автозаправок в Шымкенте и Туркестанской области сегодня не могут полноценно обслуживать клиентов: продавать нечего. В такой ситуации оказались 400 из 600 АЗС в регионе, - говорит председатель ассоциации владельцев АЗС “Ынтымак” Бакытжан КОЛДАСОВ. - Мы не знаем, что явилось причиной: то ли контрабандный экспорт топлива в соседние страны, то ли чьи-то интересы, которые идут вразрез с нашими. После модернизации всех трех нефтеперерабатыващих заводов (НПЗ) логично было предположить, что нехватки ГСМ больше не будет. Но сегодня происходит обратное: дефицит и повышение стоимости. Мы считаем, что идет монополизация рынка ГСМ путем создания искусственного дефицита топлива. Заправки на периферии, которые в том числе обслуживают сельхозпроизводителей, уже в ближайшее время останутся без топлива и будут вынуждены закрыться.
В недобросовестной конкуренции автозаправщики обвинили доминантов рынка нефтепродуктов - ТОО “Petrosun” и аффилированные с ним ТОО “Автогаз Трейд” и ТОО “Gaz Energy”, у которых, по их мнению, сегодня неограниченные права на оптовую и розничную реализацию ГСМ.
- Свободно получая большие объемы топлива с завода, трейдеры ограничили до минимума поставки мелким и средним АЗС, - подчеркивает Бакытжан Колдасов. - Оператор, который распределяет объем для внутреннего рынка, обязан при поступлении заявки от заказчика удовлетворить ее. В противном случае попадает под статью “злоупотребление положением” и будет оштрафован. Чтобы избежать штрафов, нам дают минимальный объем топлива, в то время как крупные сети АЗС получают его в полном объеме. Так создается искусственный дефицит горючего в регионе и повышаются цены на него. Нас же пытаются вытеснить с рынка.
***
Заместитель генерального директора ТОО “Petrosun” Нуржан САРТБАЕВ с обвинениями автозаправщиков не согласен и отрицает какой-либо искусственный дефицит. Говорит, что в первую очередь необходимо снабжать крупные сети АЗС, так как именно они обслуживают большую часть автовладельцев. Нехватка топлива, по его словам, возникла по двум причинам.
- В январе из-за отключения электроэнергии больше чем на месяц вышел из строя Атырауский НПЗ и недовыработал более 200 тысяч тонн дизтоплива и такой же объем бензина, - поясняет он. - Вторая причина - сегодняшние низкие по сравнению с соседними государствами цены на топливо. Машины из этих стран заезжают на приграничные заправки и заливают полные баки. Значит, нам нужно поднимать розничные цены, чтобы горючее не вывозили.
Более того, в октябре казахстанцев ждет еще больший дефицит горючего, предсказал Сартбаев. Павлодарский НПЗ остановится на плановый ремонт, а уборочная кампания в стране, наоборот, будет продолжаться. Но уже в ноябре, по его мнению, ситуация должна стабилизироваться.
Устранять дефицит ГСМ в Министерстве энергетики планируют с помощью импорта. Для этого идут переговоры с Москвой о поставке в Казахстан дизельного топлива, сообщил заместитель директора департамента Министерства энергетики Талгат КУРМАНБАЕВ. Разумеется, цены на солярку ощутимо вырастут.
***
В Агентстве по защите и развитию конкуренции в свою очередь пообещали рассмотреть вопрос монополизации рынка ГСМ. Тем более что Ассоциация владельцев АЗС намерена обратиться туда с коллективной жалобой. Кроме того, предприниматели высказали еще ряд предложений. В первую очередь законодательно обеспечить сбалансированное и равное участие на торгах всех субъектов рынка ГСМ, устранив для участников ограничение годового оборота в 20 тысяч тонн топлива. Снять квотирование на закуп сырой нефти у недропользователей и не менее трети объема продажи сырой нефти вывести на товарную биржу. Предприниматели уверены, что закуп нефти на товарной бирже с последующей ее переработкой и реализацией субъектами малого и среднего бизнеса позволит устранить дискриминацию и установить объективные цены на заправках. Все эти предложения чиновники обещали рассмотреть в ближайшее время.
Однако четкого ответа на вопрос, сворачивать деятельность или ждать лучших времен, которые неизвестно когда наступят, владельцы АЗС так и не получили. Не знают они, когда смогут полноценно наполнить резервуары на своих заправках и с каких доходов при отсутствии продаж будут платить зарплату сотрудникам и налоги государству.
- А кто подумает об интересах автовладельцев в районах, о крестьянах, которым нужна солярка для проведения полевых работ? - возмущается юрист ассоциации “Ынтымак” Пармен ЖУМАБЕК, задавая вопросы, на которые у чиновников не нашлось ответов. - Неужели крупные сети будут открывать свои точки где-нибудь между Арысью и Шардарой? Где крестьяне, которые обычно берут в долг удешевленную солярку, будут заправляться? Ехать за 100 километров в город до ближайшей заправки? Сколько же в таком случае будет стоить картошка с морковью? Так вот, убив мелкие АЗС, вы убьете весь крестьянский труд!
***
Между тем запрет на экспорт нефтепродуктов планируют продлить с 1 октября еще на полгода. Проект приказа уже опубликован для публичного обсуждения. Вывоз допустим лишь в емкостях объемом не более 20 литров. Станет ли от этого больше горючего в стране, вопрос открытый.
Алиса МАСАЛЁВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Шымкент
А тем временем
Стрелка на нуле
В Западно-Казахстанской области ждут повышения цен на дизтопливо.
Водители грузовых фур несколько последних дней не могут заправить свои машины. На большинстве автозаправочных станций дизтопливо отпускают только по талонам. Найти солярку за наличный расчет практически невозможно. Для того чтобы разжиться хотя бы несколькими десятками литров дизтоплива, приходится колесить по всему городу, буквально выпрашивая солярку на АЗС. Особенно сильно проблема ударила по дальнобойщикам. Многие вынуждены задерживаться в Уральске на сутки и больше, так как не могут ехать дальше без топлива.
В управлении энергетики объяснили, что такая ситуация сложилась потому, что подавляющая часть объема дизтоплива направляется на сельхозработы, и только после этого солярку отгружают на автозаправочные станции.
В области осталось полторы тысячи тонн солярки. Этого должно хватить на пять-шесть дней.
Следует отметить, что в области есть свой НПЗ, мощность которого вполне может не только удовлетворить внутренний рынок, но и смягчить ситуацию с нехваткой дизтоплива по всей стране. Однако предприятие не может работать на полную мощность из-за отсутствия сырья.
Кстати, водители большегрузов отмечают, что, как правило, после дефицитного периода солярка появляется на заправках уже по другой, завышенной цене.
Злата УДОВИЧЕНКО, Уральск
В сухом остатке
Петропавловские перевозчики часть своих автобусов перестали выпускать на линии: экономят топливо. Мало того что дизель подорожал до 255 тенге, так его еще нигде не хватает.
К работе общественного транспорта в Петропавловске у горожан в последние годы сплошные претензии: старые автобусы, отклонения от графиков. В этом году из бюджета выделили почти миллиард тенге на то, чтобы закупить новый транспорт и передать его перевозчикам в лизинг. В результате парк удалось обновить наполовину. На некоторых маршрутах даже ввели электронную оплату. Но радоваться пришлось недолго: транспорт сейчас просто стоит. Оставшиеся автобусы ходят с большим интервалом.
- Если такая ситуация будет и дальше, то все больше предпринимателей законсервируют свою технику, - заявила председатель Ассоциации перевозчиков Галина СЕМЕНОВА. - Это же немыслимо при стоимости топлива в 255 тенге за литр и при тарифе в 80 тенге содержать автобус и сотрудников!
Перевозчики говорят, что их топливных запасов осталось на несколько дней. Потом весь транспорт придется ставить на прикол.
Ульяна АШИМОВА, Петропавловск
На момент подписания номера самая высокая цена на дизтопливо была зафиксирована в Экибастузе - 285 тенге!