6836

Улётный актив

Международный аэропорт Актобе выставлен на продажу за 7 миллиардов тенге, хотя до пандемии его хотели купить в три раза дороже

Улётный актив

9 сентября состоятся торги по приватизации АО “Международный аэропорт Алия Молдагулова” - так с недавних пор называется воздушная гавань Актобе. Купить стратегический объект может любой желающий, способный внести гарантированный взнос в один миллиард тенге. Есть вероятность, что этой суммы хватит, чтобы забрать ценный актив сначала в доверительное управление, а потом выкупить его на льготных условиях. Но что самое интересное, Актюбинский аэропорт - один из немногих в стране, который генерирует доходы, стабильно увеличивает налоговые отчисления и приносит прибыль.

Согласно данным портала “Электронная торговая площадка”, где реализуют государственные активы, АО “Международный аэропорт Алия Молдагулова” с помощью тендера планируют передать в доверительное управление с правом выкупа на три года. При этом условия весьма выгодные - уже после окончания этого срока управляющий может либо выкупить объект в рассрочку, либо продать акции на сторону.

Можно долго рассуждать, какой в этом смысл, для чего государству продавать работающие и приносящие прибыль активы. Да и в целом аэропорт - это стратегический объект. Нелишне вспомнить и про национальную безопасность. Спорить о таких вещах можно долго, только вот вряд ли это принесет какую-то пользу. Решение уже принято.

Но хочется понять, адекватна ли стоимость актива. Оценили аэро­порт в 7,3 миллиарда тенге, и в огромном отчете на 396 страницах перечислено все имущество акционерного общества. Это не только терминал, но и административное здание, зона беспошлинной торговли, все коммерческие площади, склады, спецтехника и автобусы, инженерные сети и даже собственная железнодорожная ветка к резервуарам ГСМ. Прибавьте сюда разрешения на услуги по взлету-посадке и обслуживанию самолетов. По сути, инвестор получит весь бизнес “под ключ”.

Каждый год в течение последних пяти лет аэропорт платил стабильно от 108 до 133 миллионов тенге в виде налоговых отчислений. А по состоянию на 1 сентября 2021 года внес в бюджет уже 165 миллионов! Это говорит о том, что оборот предприятия растет даже в период пандемии. Во многом это связано с географическими преимуществами Актобе. Всего в 100 км от города находится граница с Россией, что помогает оперативно доставлять грузы в соседнюю страну.

От этого, правда, страдает взлетно-посадочная полоса, состояние которой вызывает вопросы и опасения. В интернете гуляют фотографии с разбитыми бетонными плитами ВПП, и наша редакция даже направляла запрос в авиационную администрацию Казахстана с просьбой прокомментировать, все ли в порядке у воздушной гавани Актобе. Регулятор нас заверил, что аэропорт взял на себя обязательства исправить ситуацию, ну а в случае каких-либо инцидентов именно руководство воздушной гавани будет нести ответственность за происшествие. То есть инвестор помимо доступа к денежным потокам получит еще и расходы по ремонту полосы. Если же поток грузовых самолетов будет только расти, то в скором времени встанет вопрос о строительстве новой ВПП. В среднем эти работы обходятся в 20 миллионов долларов.

Кстати, в отчете об этом ни слова. Оценкой актива занималось некое ТОО “Независимая экспертная оценка”. Возглавляет организацию 32-летний Роман РЫЖКОВ, он же единственный учредитель фирмы. Компания арендует один кабинет в офисном здании Алматы, и почта у нее на mail.ru.

Оценщик взял бухгалтерию предприятия, где отражено, что выручка аэропорта за 2020 год составила почти 1,9 миллиарда тенге, чистая прибыль по итогам 12 месяцев достигла почти 300 миллионов тенге, а баланс краткосрочных и долгосрочных активов равен примерно 6,5 миллиарда. Путем нехитрых вычислений и появилась итоговая стоимость АО в 7,3 миллиарда.

Но почему же именно Рыжков получил право на оценку стоимости аэропорта? А все очень просто. Управление финансов Актюбинской области объявило тендер на услуги оценщиков, предложив за эту работу аж 340 тысяч тенге. Потенциальные подрядчики почему-то не позарились на такую сумму, и лишь ТОО “Независимая экспертная оценка” согласилось сделать работу, причем даже дешевле - за 130 тысяч тенге. Конкурс в итоге признали несостоявшимся, а договор с Рыжковым заключили способом из одного источника за те самые 130 тысяч. Где-то треть из этой суммы он должен был потратить на авиабилеты, значительную часть израсходовать на гостиницу.

Вот и получается, что судьбу огромного предприятия, где прибыль постоянно растет, решает 32-летний парень из Алматы. Никто не сомневается в опыте и профессиональных качествах Романа Сергеевича, но возникает логичный вопрос: почему оценку аэро­порту дает обычная тэоошка, а не крупная аудиторская компания? Есть ведь так называемая “большая четверка” - Ernst&Young, KPMG, PricewatethoustCoopers и Deloitte. Они занимаются аудитом и консалтингом по всему миру, в том числе анализируя стоимость объектов, выставленных на продажу. Процедура по оценке называется Due Diligence, она может занять значительное время и обойдется в весьма приличную сумму, но зато ни у кого не возникнет сомнений в объективности заключения. А владелец ТОО “Независимая экспертная оценка” согласился сделать работу за месяц и 400 долларов. В “большой четверке” за такие деньги даже со стула никто не встанет. И вот результат - у чиновников появился документ, позволяющий им спихнуть ценный актив за 7,3 миллиарда.

Таким образом, можно предположить, что в Казахстане разработан механизм по передаче работающих бизнесов в частные руки по нерыночным ценам. Все, что для этого нужно, - правильно составленная оценка объекта, а зависит она от исполнителя. Если цель приватизации продать объект инвестору для дальнейшего развития, тогда нужно привлекать аудиторов из международных компаний, хотя это и недешево. Если же главная задача - подарить актив родственнику акима или министра, то сойдет и местное ТОО за 130 тысяч тенге.

Ну а откуда же возникают сомнения, что цена аэропорта должна быть иной? А все очень просто: весной 2019 года о своих намерениях приобрести воздушную гавань Актобе заявляла международная инвестиционная группа AEON, в состав которой входит компания “Новапорт”, управляющая 19 аэропортами в России, а также активно интересующаяся покупкой аналогичных активов в Казахстане и Узбекистане.

По данным газеты “Коммерсантъ”, владелец компании Роман ТРОЦЕНКО даже подписал меморандум с национальным инвестиционным оператором Kazakh Invest на привлечение 50 миллионов долларов для модернизации аэропорта Актобе с последующей передачей предприятия в собственность AEON. В итоге зарубежный парт­нер по неизвестным причинам в проект так и не зашел. И вот теперь очень интересно, кому в итоге достанется актив: серьезному международному концерну или какой-нибудь тэоошке, зарегистрированной в Мугалжарском районе Актюбинской области?

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть