8600

Грядёт новое преобразование

Новая система приема педагогов на работу, ротация директоров школ, возвращение госаттестации, внедрение мониторинга знаний учащихся. Как будут разгребать последствия удаленки из-за пандемии коронавируса.

Грядёт новое преобразование

Итак, министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ все же признал: техническое оснащение дистанционного обучения в ковидную пандемию было ужасным, а половина компьютеров в школах числилась только для количества. Признание прозвучало из его уст на пленарной сессии республиканской авгус­товской конференции педагогов в минувший четверг:

- Техническое оснащение дистанционного обучения было катастрофическим. 50 процентов компьютеров, имеющихся в школах, оказались устаревшими и, честно говоря, числились только для количества. Скорость интернета во многих школах оказалась недостаточной для учебного процесса. Отсутствовали отечественные платформы с цифровым контентом для организации одновременно большого количества учащихся.

- Мы буквально с колес вынуж­дены были переходить на новый уровень формата обучения. По­явился целый комплекс невиданных прежде проблем, - рубил правду-матку министр. - Во-первых, не было нормативного регулирования практики в работе. Не было в принципе понятия “дистанционное обучение”. Отсутствовали регулирующие этот процесс регламент и инструкции. У многих педагогов элементарно не было электронной почты, они не умели пользоваться простейшими приложениями. Пока мы обсуждали, дискутировали о том, насколько это необходимо, жизнь расставила все по своим местам.

Какие же меры нужно предпринять, чтобы исправить аховое положение, в котором оказалась образовательная система в прошлом учебном году? Аймагамбетов кратко перечислил новшества, исполнение которых начнется уже в предстоящем сентябре (правда, каждая новелла вызывает множество вопросов и уточнений, надеемся, что разъяснения последуют уже в скором времени).

С сентября изменятся правила приема педагогов на работу, соответствующий приказ подписан буквально на днях.

- Если раньше прием педагогов на работу осуществлял директор, он же независимо от всех принимал решение, то теперь трудо­устройство проводят через конкурс, в электронном формате. Есть четкие показатели и критерии, по которым будут нанимать на работу, - сказал министр.

С сентября же начнет действовать новая система назначений первых руководителей учебных заведений.

- Впервые вводится институт ротации директоров организаций образований. Такая задача была поставлена на августовском совещании в прошлом году. Мы внесли изменения в законодательство, с этого года уже начинается ротация, - сказал Аймагамбетов.

Министр отметил, что остро стоит вопрос зарплаты директоров школ. При нынешней системе оплаты их труда конкурентоспособные менеджеры не заинтересованы идти работать руководителями. Да и в целом педагоги не заинтересованы работать ни завучами, ни директорами школ.

- Есть много случаев, когда заработная плата директора школы ниже, чем у учителей. Поэтому Министерство образования и науки планирует изменить систему оплаты труда директоров школ, в том числе дифференциацию по разным видам организаций. Есть разница: управлять школой, в которой всего 40 детей, и управлять организацией, насчитывающей 1000-1200 учеников, - сказал министр.

Кстати, в январе 2022 года на 25 процентов обещают повысить зарплату педагогов детских садов, школ, колледжей.

Полная перезагрузка предстоит Национальному центру повышения квалификации учителей.

- Планируем рассмотреть вопрос по повышению квалификации учителей не раз в пять лет, а гораз­до чаще. Может быть, раз в два года или раз в три года, - заметил Аймагамбетов.

Особую тревогу у министра вызывает разрыв в качестве знаний учащихся. Он есть в нашей стране не только между городскими и сельскими школами, но и между регионами. По данным МОН, в Кызылординской, Мангистауской, Актюбинской областях показатели городских школ ниже показателей сельских школ Павлодарской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Костанайской областей. Школьники Атырауской области имеют самые низкие показатели, более половина из них - учащиеся школ с казахским языком обучения.

Поэтому принято решение о внедрении мониторинга образовательных достижений. В этом году в нем примут участие ученики четвертых и девятых классов.

- Это новый инструмент. Он не является контролем и не имеет юридических последствий для учащихся, преподавателей и организаций образования, - успокоил министр.

Другая важная новость: после большого перерыва восстановят госаттестацию школ, детских садов.

- Система аттестации не будет носить регрессивный характер. Основная задача не в том, чтобы выявить проблемы и принять административные меры. Это больше поиск идеологических причин. То есть мы будем говорить о том, где есть западающие зоны и как их устранить.

Что еще? Педагогам предоставят право выбирать учебники, которые, на их взгляд, являются наиболее оптимальными и эффективными.

- На сегодняшний день у нас единые учебники - они и для школ, и для лицеев, и для гимназий, без учета профиля. Новая норма позволит делать заказы для потребностей учеников и педагогов. Но единые для всех учебники должны сохраниться по истории Казахстана и всемирной истории!

Поэтапно во всех школьных столовых должен быть внедрен безналичный расчет.

- В начале прошлого учебного года 278 городских школ уже перешли на безналичный расчет. В сентябре этого года ожидается переход еще порядка 700 школ.

Еще одна норма - обязательное обеспечение пищеблоков видео­наблюдением. На сегодняшний день в 2577 пищеблоках уже есть камеры.

Кстати

- По данным МОН, после принятия специальных квалификационных требований за год количество вузов сократилось с 86 до 50. “Причем у 36 вузов забрали лицензии почти одно­временно”, - заметил при этом министр Аймагамбетов.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть