3722

Нездоровое веселье

Аким Жамбылской области Бердибек Сапарбаев жестко раскритиковал мониторинговые группы

Нездоровое веселье
Передвижной прививочный пункт.

Работу по предупреждению коронавирусной инфекции в Жамбылской области можно считать провальной. Несмотря на то что регион находится в “красной” зоне и ежедневно фиксируется не меньше сотни фактов заражения, в Таразе продолжают работать увеселительные заведения, в которых проходят пышные торжества. Не только гражданские активисты, но и аким области Бердибек САПАРБАЕВ считает, что мониторинговые группы с поставленными перед ними задачами не справляются. Но, похоже, кроме них это больше никого не волнует.

По информации акимата Тараза, только с начала июля зарегистрировано около тысячи случаев заражения коронавирусной инфекцией. До июля в областном центре работали четыре инфекционных стационара. На днях коечный фонд увеличился за счет прибавления к ним инфекционных стационаров жамбылской и байзакской районных больниц.

- С начала этого года лечение в стационарах получили 2767 человек. Еще 2607 лечились в амбулаторных условиях. Большую часть заболевших составляют люди старше 50 лет. К сожалению, около 10 процентов заразившихся - это дети до 14 лет, - отметил заместитель акима Тараза Алмас САДУБАЕВ.

По его словам, сейчас определить конкретный источник заражения сложно. В одном случае это общественные места, в другом - массовые мероприятия, работа, общественный транспорт и даже собственный дом. Например, несоблюдение карантинных мер членами семьи, где есть инфицированный, может привести к массовому заражению всего круга общения.

- В настоящий момент в Таразе под медицинским наблюдением находятся 748 очагов заражения - 702 дома и 46 организаций. Число контактных, также находящихся под наблюдением, - 1627 человек. В целях дальнейшего нераспространения инфекции специалистами Центра национальных экспертиз проведена дезинфекция 2886 очагов, - сказал замакима.

Алмас Садубаев возглавляет городской штаб по недопущению возникновения и распространения коронавирусной инфекции и по совместительству координирует работу мониторинговых групп. К слову, в адрес последних то и дело поступает шквал критики.

Например, среди горожан бурно обсуждался случай, когда предпринимательница набросилась на работника городского акимата, нагрянувшего с проверкой, со словами: “За что я заплатила два миллиона?! Где мои деньги?” О том, что многие смело работают, заплатив влиятельным покровителям, говорится давно. И этого не скрывают сами предприниматели. Но делать это на камеру или под запись не хотят. Говорят, что потом их просто закроют.

Кстати, в работающих до утра заведениях можно лишиться здоровья не только из-за бушующего вируса. К примеру, недавно в баре GQ пьяные гости избили девушку. А спустя некоторое время возле него же огнестрельное ранение получил молодой человек. Жалоб на данное заведение не счесть. В том числе и в мониторинговую группу. Но реакции никакой. Как работало заведение до утра, так и продолжает.

- Кто-то работает в рамках закона, а кто-то нет. Именно это заведение всегда открыто до утра. Это знают все. Также многие знают, что оно принадлежит бывшему прокурору и его до сих пор крышуют надзорники. Поэтому туда и проверки не ходят, - рассказал работник сферы общественного питания.

О том, что члены мониторинговых групп проверяют одни и те же заведения, а в других никогда не бывают, говорят и граж­данские активисты.

- Я, как житель города, абсолютно не вижу работы мониторинговых групп. Совершенно непонятно, кто проверяет и что. Да, иногда показывают в социальных сетях, что был рейд, пришли и разогнали свадьбу. Но это происходит раз в месяц. А они в день по нескольку раз проходят. И мониторят не все кафе и рестораны. За городом работает целый ресторанный комплекс, куда никто из проверяющих не ездит. А там, между прочим, почти каждый день массовые мероприятия проходят. Обновлять нужно мониторинговые группы, привлекать к работе представителей общественности, - уверена активистка Лола КАСЫМОВА.

Алмас Садубаев же утверждает, что проверяются все объекты и мобильные бригады выезжают по каждому обращению. Только с начала года заполнено 266 протоколов об административных нарушениях, предусматривающих штрафы на сумму 45,2 миллиона тенге.

- Не отрицаю, есть предприниматели, которые регулярно нарушают санитарные нормы и временные ограничения. В их отношении в административный суд был направлен 21 материал. По всем есть решения об остановке их деятельности. Но некоторые заведения продолжают работу, и мы ничего сделать не можем. А все потому, что владельцы заведений, где неоднократно фиксировались нарушения, сдают их в аренду другим предпринимателям. А в отношении последних никаких ограничений нет. Поэтому они продолжают работать, - объяснил Садубаев.

Но горожане этому не верят. Жительница Тараза Марина АХМЕТОВА говорит, что потеряла покой с того дня, как возле ее дома открылось популярное в городе заведение. Ее словам вторят и соседи.

- Из-за громкой музыки мы не можем спать. И полицию вызывали, и в акимат ходили. Они говорят, меры приняли, но поменялся арендатор. Ничего подобного! Те же люди работают! Мало того что там шумят и дерутся, так еще и мусорят частенько. То бутылки, то окурки у ворот бросают, - возмущается женщина.

Не верит в отчеты мониторинговых групп и аким области Бердибек Сапарбаев, раскритиковавший их работу. На одном из аппаратных совещаний он заявил, что ситуация по распространению коронавирусной инфекции слабо поддается конт­ролю зачастую из-за того, что мониторинговые группы не справляются с поставленными перед ними задачами.

- В Таразе проверили около 20 объектов и не выявили ни одного нарушения. Такого быть не может! Кафе, рестораны продолжают принимать заказы. Никто не думает о последствиях. Если мониторинговые группы утверждают, что нет нарушений, пусть ваши сотрудники сами лично проверяют. Достаточно лишь позвонить в ресторан, и бизнесмены готовы вам устроить пышное торжество. Не верьте пустым отчетам до тех пор, пока лично не убедитесь в том, что ситуация под контролем, - поручил Сапарбаев руководителю областного департамента санитарно-эпидемиологичес­кого контроля Байдилде ШИНАЛИЕВУ.

На том же совещании, кстати, обсуждался и вопрос вакцинации. В Таразе не имеют противопоказаний к инъекции 239 537 человек. Несмотря на то что в областном центре работают 14 прививочных пунктов и дефицита вакцины нет, первый компонент получили всего 93 452 человека, а второй - 12 021. Для удобства населения на рынках и в супермаркетах работают передвижные прививочные пункты. Правда, уколы людям делают прямо на улице. Ближайшие полчаса после прививки за ними никто не наблюдает. Да и кому хочется сидеть под палящим солн­цем в 40-градусную жару? Может, поэтому желающих привиться под открытым небом не так уж и много.

Зато немало желающих в жару отдохнуть в городских кафе и ресторанах. В том числе и с положительным на COVID-19 результатом анализов. Благодаря приложению Ashyq только в Таразе удалось выявить 30 человек с “красным” и 63 с “желтым” статусом, которые вообще должны находиться на самоизоляции или карантине.

Кстати, о карантине. В Жамбылском и Кордайском районах функционируют приграничные стационары, куда направляют граждан без ПЦР-тестов для их прохождения. После этого тем, у кого отрицательный результат, разрешается следовать по маршруту дальше. Фиксируют и отпускают домой и бессимптомных носителей вируса. В случае когда выявляется явная симптоматика, человека госпитализируют в стационар.

В управлении здравоохранения акимата Жамбылской области говорят, что нагрузка на медиков сейчас колоссальная. И судя по тому, что увеличили коечный фонд за счет близлежащих районов, ситуация действительно вызывает серьезные опасения.

- Всего в области работают 17 инфекционных стационаров. При необходимости мы можем увеличить коечный фонд. У нас для этого есть областная больница, санаторий “Бобек”, фтизиопульмонологический реабилитационный центр и кожвендиспансер в Байзакском районе. В настоящий момент в жамбылских стационарах с диагнозами коронавирусная инфекция и пневмония лечение проходят 1494 человека, в том числе почти сто в реанимациях, - привел цифры заместитель руководителя облздрава Хамит МУРЗАКАСЫМОВ.

В области также работает ситуационный центр, который помогает контролировать течение болезни у тех, кто лечится на дому и координирует работу мобильных бригад, занимающихся амбулаторным лечением пациентов. В день в ситуационный центр поступает до 1000 обращений. Кроме этого более 2000 звонков принимает станция скорой медицинской помощи.

- В стационары сейчас госпитализируют только тех пациентов, у которых поражение легких не менее 25 процентов. Врачи мобильных бригад, работающих при поликлиниках, проводят диагностику. Это прежде всего ПЦР-тестирование. При положительном результате дается назначение. Все это делается на уровне поликлиник, - отметил Мурзакасымов.

Пока доктора борются с коварным недугом по всем фронтам, а Сапарбаев пытается навести порядок в регионе, жамбылцы продолжают проводить пышные торжества и веселиться. Конечно, все происходит не без помощи влиятельных покровителей, среди которых есть и те, кто в первую очередь должен следить за соблюдением законов.

Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото Кирилла БЕРДЕЦКОГО, Тараз

Поделиться
Класснуть