3350

Завтра будет дешевле, чем сегодня

До 300 тысяч тонн овощей вынужден импортировать Казахстан в межсезонье. Алё, аграрии!

Завтра будет дешевле, чем сегодня

Министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ не смог сразу ответить на вопрос, чувствует ли он свою вину за подорожание овощей. На брифинге в СЦК на него посыпался град вопросов о ситуации на отечественных прилавках.

Главе Минторговли припомнили, что в прошлом году он заявлял о создании первых пяти оптово-распределительных центров (ОРЦ) до конца 2020 года, которые обеспечат страну современными складскими помещениями для круглогодичного хранения сезонных овощей и фруктов. Султанова спросили, не считает ли он себя виновным в том, что ОРЦ в полную силу так и не заработали, и это привело к сезонному подорожанию моркови и картофеля в этом году. Этот вопрос, похоже, задел Султанова за живое.

- Я бы так вопрос не ставил! Конечно, можно любой вопрос так разворачивать: “Не хотите ли вы в отставку?”, “Не считаете ли вы себя виновным?”… - передразнил министр журналистов. - Здесь же надо говорить о деле! Я ни на йоту не отходил от своих слов! Единственное, да, сроки смещались, потому что всему есть объективные причины. Во-первых, мы объявляли о том, что создание ОРЦ, национальной товаропроводящей сети, должно строиться на принципах государственно-частного партнерства. Поэтому мы отрабатывали вариант с консорциумами частных инвесторов. Частная инициатива в прошлом году прозвучала, мы все процедуры провели, провели соответствующую экспертизу. Надо здесь объективно сказать, что ту работу, которая по другим контрактам три-четыре и даже 15 лет проходила, нам удалось за один год пройти. Буквально на прошлой неделе мы подписали договор ГЧП, и работа полноценно началась.

Когда у главы Минторга еще трижды спросили, не чувствует ли он вину за то, что в стране сильно дорожают социально значимые продукты, министр так же упрямо твердил, что уже ответил на этот вопрос. Но когда этот вопрос прозвучал в четвертый раз, он сорвал маску:

- Это работа не одного дня! ОРЦ за один день как грибы не вырастают. И ОРЦ не решат полностью дефицита товаров и покрытия потребностей в хранении урожая. Мы, кстати, всегда говорили, что планировался (в ОРЦ хранить. - Т. Г.) урожай 2021 года. Не знаю, откуда вы 2020 год взяли. Его мы и не планировали, не успевали. Поэтому здесь об ответственности никакой не может идти речи!

Сейчас же министерство занимается тем, что “пытается поймать урожай 2022 года”, чтобы в будущем влиять на рынок и ценообразование.

Затронул Султанов и тему создания казахстанских ОРЦ в Узбекистане и Таджикистане. 22 июня он вместе с делегацией бизнесменов отправился в ближайшие страны Центральной Азии для заключения контрактов о поставках овощей. Он добавил, что наши предприниматели заключили “пока пробных” шесть контрактов на поставку огородно-витаминной продукции в различные области на общую сумму 3 млн долларов. Это приблизительно 3 тысячи тонн. А в целом, по словам министра торговли, Казахстану в межсезонье требуется импортировать порядка 200-300 тысяч тонн овощей! Интересно, что по этому поводу скажут аграрии и Минсельхоз?

- В соцсетях пишут, что, проехав туда, мы поддерживаем наших соседних экспортеров. На самом деле речь идет о том, чтобы поставлять в межсезонье раннюю продукцию от южных соседей, а осенью поставлять им уже нашу продукцию. По картофелю. Если мы из Узбекистана закупаем 50 тысяч тонн в межсезонье, то в целом по году около 260 тысяч тонн экспортируем в тот же Узбекистан. Поэтому здесь в любом случае мы выигрываем! Просто речь идет о том, чтобы своевременно по объективной цене производился обмен. Без непонятных непрозрачных посредников, - пояс­нил глава МТИ.

Он пообещал казахстанцам, что цена на картофель и морковь в Казахстане пойдет на снижение... осенью!

- То, что происходит по моркови (у нас. - Т. Г.), в соседнем Узбекистане такая же проблема про­изошла. Отчасти та цена, которая у нас складывалась, мы импортировали, потому что спрос создавал и соседний Узбекистан, и Российская Федерация, - отбивался, как мог, Султанов от назойливых медийщиков. - По тому же картофелю и моркови. На сегодняшний день мы видим, что по картофелю цена развернулась и уже идет на снижение. Мы ожидаем, что в осенний период она существенно упадет в разы. По моркови такая же ситуация.

К слову, по данным Агентства по защите и развитию конкуренции, с 29 июня по 7 июля морковь подорожала еще на 3,5 процента. Рост цен на социально значимые продовольственные товары с начала года составил 9,6 процента. С начала года больше других подорожали: морковь - на 172 процента, картофель - на 75, масло подсолнечное - на 21, лук - на 18, сахар - на 10 и гречка - на 12 процентов.

Говоря о сдерживании цен на продукты питания, Султанов отметил, что власти могут воспользоваться и таким инструментом, как запрет на экспорт.

- Этот вопрос уже рассматривается межведомственной комиссией по тем направлениям, где это необходимо. Работа проводится с акиматами на местах, с тем чтобы своевременно сейчас обеспечить балансировку и перемещение продукции между регионами страны. Работа по свое­временной поставке продукции на ярмарки, межрегиональное взаимодействие будут проводиться. По стабилизационным фондам мы также докладывали, что их не всегда хватает. И в целом, если говорить об общем объеме этих стабилизационных фондов, они покрывают всего лишь 2-3 процента рынка и не всегда могут эффективно влиять. Тем не менее интервенционные выбросы соответствующих объемов продукции тоже воздействуют, - резюмировал Султанов. И, наверное, с облегчением вздохнул.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта inbusiness.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть