Крепче за талоны держись, шофёр!
В южных регионах страны резко подорожало дизельное топливо - до 300 тенге за литр. Да и заправиться можно только на крупных АЗС и строго по талонам. Водители груженных товаром фур простаивают в километровых очередях в надежде заправить полный бак. Многие автозаправки прекратили продажу. Из-за отсутствия топлива в Шымкенте на маршруты не могут выйти около половины пассажирских автобусов, работающих на солярке.
С 6 мая по 10 июня продолжался плановый ремонт на Шымкентском нефтеперерабатывающем заводе. С 13 июня здесь было возобновлено производство бензина, с 16-го - дизтоплива. На заводе утверждают, что в сутки сегодня производится 6,5 тыс. тонн бензина и 5,6 тыс. дизтоплива. Однако ситуация на заправках только ухудшается.
- Еще 10 дней назад заправлялись по 195 тенге за литр, - говорит водитель-дальнобойщик Сабыр ИСМАИЛОВ. - Сейчас и за 250 тенге солярки не найдешь! Горят поставки. Товар скоропортящийся, мы не можем стоять целый день в очереди за горючим. На заправках максимум, что могут нам отпустить, - 100-150 литров. А мне для машины минимум тонна горючего нужна! Почему каждый год эта ситуация повторяется?!
В России, куда направляется большинство фур с бахчевыми и другим урожаем, по словам водителя, проблем с заправкой топливом нет, правда, и цена в районе 45-47 рублей за литр.
Дефицит солярки обернулся проблемами и для шымкентских водителей общественного транспорта.
- У нас около 600 автобусов работают на дизельном топливе, - говорит председатель ассоциации пассажироперевозчиков Шымкента “Южавтотранс” Дархан КАЮПОВ. - Талоны тоже не выход. Есть деньги - покупаем заранее топливо. А если нет? Как минимум на это нужно 200-300 тысяч свободных тенге. Почему мы каждый раз должны выкручиваться? Работаем ведь для народа.
Тем временем и.о. директора департамента транспортировки и переработки нефти Министерства энергетики Талгат КУРМАНБАЕВ заявил, что “производство нефтепродуктов полностью покрывает текущую потребность”. По его словам, суточное потребление горючего в южных регионах страны составляет по бензину Аи-92 5,31 тыс. тонн, а по дизельному топливу - 5,6 тыс. тонн. Единственное, с чем были проблемы, по его мнению, так это с отгрузкой ГСМ железнодорожным транспортом, но сейчас приоритет отдан отправке в южные регионы.
Между тем председатель южноказахстанской ассоциации АЗС “Жанар-Жагармай” Кайыпбек КАМБАРОВ уверен, что ситуация с дефицитом ГСМ будет повторяться вновь и вновь, пока на рынке нефти и нефтепродуктов не будет введено государственное регулирование.
- Очевидно, что ситуация снова пущена на самотек, - отмечает Камбаров. - Пока такой стратегический продукт, как нефть и ГСМ, будет находиться полностью в частных руках, дефицита нам не избежать. Спрос диктует цену. Казахстану необходим жесткий график потребности в топливе по областям. Сегодня, к примеру, Шымкенту и Туркестанской области в месяц необходимо минимум 70-75 тысяч тонн топлива, а у нас таких объемов нет.
По его мнению, ситуация стабилизируется в течение одной-двух недель. Прогнозируется даже снижение цены, но водители не столь оптимистичны.
Ольга ШЕЯНОВА, Туркестанская область