2245

Ashyq больше не жабык?

Права на мобильное приложение Ashyq переданы Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, представители которого обещают, что за него возьмутся “специалисты высокой категории” и неполадок больше не будет. У властей теперь большие планы на этот сервис.

Ashyq больше не жабык?

Сбои в Ashyq, которые произошли 20 и 22 мая, были вызваны передачей от частного оператора государственному. И в ближайшее время работа приложения должна стабилизироваться.

- По поводу сбоев и технических проблем с Ashyq за последние дни хотим принести свои извинения за неудобства и технические проблемы, с которыми столкнулись граждане. Имущественные права на систему были недавно переданы министерству. Теперь система Ashyq принадлежит государству. Система передана на сопровождение национальному оператору “Национальные информационные технологии”. Теперь специалисты высокой категории, работающие в АО “НИТ”, сумеют обеспечить стабильность и работоспособность сервисов Ashyq! - заявил на брифинге в понедельник вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асет ТУРЫСОВ.

По его словам, первым делом государство интегрировало приложение с мобильной базой данных egov, чтобы защитить граждан от внедрения чужого ИИН.

- База мобильных граждан является базой egov, и в случае если вы заходите и вбиваете чужой ИИН, он не соответствует данным egov. Поэтому прошу граждан скачивать приложение Egov mobile и с этого приложения идентифицироваться. Это занимает небольшое время, после чего вы попадаете в базу мобильных граждан. Таким образом, мы исключаем возможность введения чужих ИИН, - отметил в СЦК Турысов.

Объясняя ситуацию с интеграцией Ashyq в приложение Aitu (государство призывало переходить на Aitu во время технических сбоев с первым приложением), вице-министр заявил, что инициатором выступила сама компания, а не государство. Но сейчас министерство требует, чтобы компания изменила условия пользовательского соглашения в приложении. В прошлом номере мы писали, что сейчас пользовательское соглашение Aitu предусматривает передачу данных третьим лицам, в том числе для рекламных целей (см. “Ashyq, откройся!”, “Время” от 22.5.2021 г.).

- В действующем законодательстве, в нашем соглашении (с компанией) передача данных третьим лицам невозможна. Мы выставили эти требования нашим партнерам для того, чтобы они это исправили. В ближайшее время, я так думаю, они исправят, и у вас появится новое пользовательское соглашение, - заверил Турысов.

Но министерство не намерено останавливаться на интеграции сервиса Ashyq лишь с одним приложением. Сейчас ведутся переговоры и с банками второго уровня для интеграции с их мобильными приложениями.

А еще правительство хочет, чтобы в Ashyq стали отображаться и вакцинированные от ковида граждане. Минздрав планирует закончить передачу данных о привитых к 1 июля. Только пока не известно, в какой цвет власти окрасят иммунизированных к COVID-19.

- Изначально пилотный проект не предусматривал вопрос статуса вакцинированных, поскольку этот вопрос Минздрав долго отрабатывал, это была другая линия работы. Мы же в проекте Ashyq были больше нацелены на те данные, в которых были уверены, - на базу ПЦР-тестов, которые сдает население и где отработан механизм. После же львиной доли вакцинированных, естественно, появился вопрос об интеграции для упрощения получения статуса гражданина. В соответствии с этим мы ведем интеграционные работы, - пояснил замглавы Минцифры.

Он уверяет, что власти все время читают жалобы населения и мониторят предложения снизу.

- Мы, конечно, все предложения и замечания, которые дают граждане в соцсетях, отлавливаем, анализируем и будем те предложения, которые действительно необходимы, дорабатывать в функционале. Это позволит параллельно пойти по мультиплатформости и добавить в сервис популярные мобильные приложения. Я думаю, что это позволит увеличить возможность использования по проекту Ashyq, - отметил Турысов.

Его дополнил вице-министр торговли и интеграции Ержан КАЗАНБАЕВ. Он сослался на две статьи закона о защите прав потребителя, где говорится, что “каждый потребитель имеет право на приобретение безопасного товара, работы и услуг, а обязанностью продавцов является их обеспечить”.

- Поэтому мы считаем, что приложение Ashyq не может нарушать прав потребителей, а наоборот, помогает получить безопасные услуги! - сказал вице-министр.

Замглавы Нацпалаты “Атамекен” Юлия ЯКУПБАЕВА сообщила, что систему Ashyq в ближайшее время планируется внедрить в аэропортах Шымкента, Туркестана, Актау, Костаная, а также на спортивных объектах во время зрелищных матчей:

- Таким образом недавно на “Астана Арена” прошел матч. Наверное, это первое масштабное событие после карантина, когда 6000 человек собрались на одном стадионе, их пропустили за два часа. Был только один “желтый”. Мы надеемся, что если удастся полностью сбалансировать эти процессы прохождения граждан, мы сможем распространить этот опыт и на другие арены и даже увеличить число посетителей с 20 до 30 процентов.

По данным Минздрава, с момента запуска приложения (апрель) выявлен 2631 “красный” посетитель, то есть с положительным результатом ПЦР-теста, и 2074 “желтых”, то есть контактные люди.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть