17070

Асфальт - не раствор

Мажилисмен Ерлан САИРОВ выяснил, почему практически каждой весной во многих уголках страны асфальт растворяется вместе со снегом. В своем депутатском запросе правительству он предложил, как можно решить эту проблему.

Асфальт - не раствор
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА.

На развитие местной сети дорог по госпрограмме “Нұрлы жол” на 2020-2025 годы власти планируют направить порядка триллиона тенге. При этом программой развития регионов правительством предусматривается доведение сети дорог с твердым покрытием в городских населенных пунктах до 100 процентов, в районных центрах - до 50, а в селах - до 20 процентов.

- Мы считаем, что правительству надо обратить пристальное внимание именно на развитие и качество дорог местного значения в сельской местности.Сельчане больше всего страдают от необустроенности и порой от отсутствия дорог, - отметил в этой связи Саиров, напомнив, что в аулах проживают 8 млн казахстанцев.

Он назвал пять причин плохих дорог. Во-первых, разобщенность в проводимой политике. Сегодня региональные автодорожные сети находятся в составе трех администраторов бюджетных программ (Миннацэкономики, Минтруда, Мининдустрии) в рамках программ “Ауыл-Ел бесігі”, “Дорожная карта занятости на 2020-2021 годы” и других.

Во-вторых, показатели состояния автодорог “хорошее” и “удовлетворительное” не имеют четких технических критериев.

В-третьих, отремонтированные дороги разрушаются преждевременно из-за превышения установленных осевых нагрузок машин. По данным официальной статистики, только 9,3 процента дорог страны могут воспринимать нагрузку более 10 тонн на ось, при этом 90,7 процента всех дорог не способны воспринимать даже минимальные нагрузки существующих марок большегрузов.

В-четвертых, акиматы сами финансируют, обеспечивают контроль, выдают и приостанавливают лицензии в сфере строительства дорог, а также занимаются приемкой и вводом их в эксплуатацию, тогда как уполномоченный орган по автомобильным дорогам не имеет каких-либо регулятивных инструментов в отношении местных дорог.

Саиров указал и на то, что в стране элементарно не хватает дорожников, проектировщиков, мостовиков, лаборантов, грейдеристов. Но при этом в некоторых вузах и сузах обучение на эти специальности закрывается.

- Результаты данных системных пробелов мы наблюдаем ежегодно, когда на дорогах местной сети асфальт тает вместе со снегом! - выпалил как на духу парламентарий.

Исходя из сказанного он предложил правительству варианты решения проблемы тающего асфальта: учет, госконтроль и подготовка квалифицированных (!) кадров.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть