1319

Обещанного 10 лет ждём

В двусторонних соглашениях Казахстана с Россией нечетко прописан механизм выплаты компенсации экологического ущерба в случае аварий ракет-носителей. Эта проблема всплыла в среду на пленарном заседании мажилиса во время обсуждения законопроекта о ратификации соглашения между Казахстаном и Россией по осуществлению пусков с космодрома “Байконур”.

Обещанного 10 лет ждём
Фото Владимира ЗАИКИНА.

Председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН спросил у вице-министра экологии, гео­логии и природных ресурсов Ахметжана ПРИМКУЛОВА, какой именно документ определяет, в каком объеме российская сторона должна предоставить возмещение ущерба в случае нештатного падения или аварии ракет-носителей типа “Союз-2”.

- В результате занесенных на бумагу общих фраз вы ничего потом не добьетесь, - предупредил вице-министра спикер мажилиса.

Примкулов в общих чертах ответил, что возмещение потерь предусмотрено соглашением с Россией от 1999 года. А вице-министр иностранных дел Марат СЫЗДЫКОВ добавил, что по соглашению одно, а на практике - другое.

- Это очень длительный процесс. Очень много бюрократических моментов. По итогам аварии 2018 года материальное возмещение еще не уплачено, - прямо сказал Сыздыков.

- Вся проблема в том… - постучав ручкой по столу и привлекая тем самым внимание, сказал Нурлан Нигматулин, - кто переговорный процесс ведет! Там столько крючков, что никак их не преодолеешь... В каком документе мы должны прописать пункт о возмещении?

На этот вопрос ответил министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН, который представлял законопроект:

- 21 мая у нас планируется межправительственная комиссия, мы обсудим процедурные моменты, которые нужны для внесения изменений.

Нигматулин предупредил главу МЦРИАП, что он должен будет отчитаться по этому вопросу в июне на правчасе в мажилисе.

Багдат Мусин, говоря о законопроекте, сообщил, что соглашение регулирует порядок использования российской стороной района падения отделяющихся частей “Союза-2” на территории Костанайской области.

За использование района падения Россия должна платить 460 тысяч долларов за три пуска в год, эти деньги будут поступать в акимат Джангельдинского района Костанайской области. За каждый дополнительный пуск оплата составит 50 тысяч долларов.

Депутаты спросили Мусина, как данное соглашение поможет Казахстану решить проблему с обеспечением сел интернетом (Россия будет запускать его в рамках международного проекта по обеспечению планеты широкополосным интернетом). В ответ тот напомнил, что сегодня в 1200 населенных пунктах отсутствует доступ к интернету, а в 510 он есть, но плохого качества. Министр заверил, что до конца 2022 года во всех этих населенных пунктах по­явится сеть.

- Предыдущие министры приходили, и эти сроки отодвигались на год, на пару лет. При этом думали: сегодня я министр, может, завтра меня не будет и ответственность также будет не на мне. В 2020-м было первое обещание, сегодня у нас 2021 год на дворе, теперь вы говорите, что этот срок отодвигаете до 2022 года. Когда завершится эта работа? Когда закончатся ваши обещания? - не выдержал Нурлан Нигматулин. - Багдат Батырбекович, пожалуйста, придите к какому-нибудь результату! С 2012 года обещания, что будет стопроцент­ное обеспечение интернетом. Уже 10 лет прошло.

Министр пообещал, что до конца 2022 года точно все будет сделано.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее