2116

Кто же главный среди исполнителей?

В Алматы благая инициатива предоставить инватакси возможность ездить по автобусным полосам столкнулась с законодательными барьерами.

Кто же главный  среди исполнителей?

Из-за загруженности автодорог и постоянных пробок перевозка людей с ограниченными возможностями в самом крупном городе Казахстана занимает продолжительное время. Чтобы помочь этой социально уязвимой категории людей, депутат маслихата Алматы Нурсултан ШОКАНОВ предложил разрешить инватакси курсировать по выделенным для общественного транспорта полосам. Специальных автомобилей для перевозки инвалидов в городе 33. Учитывая, что ежедневно на маршруты выходит около 200 автобусов, инватакси не создадут большой нагрузки в общем потоке автобусов и троллейбусов, полагает он.

- Люди с проблемами опорно-двигательного аппарата, как правило, испытывают еще и проблемы с вестибулярным аппаратом, с мочеполовой системой. Каждый выезд - большое испытание для инвалида. Если инватакси пустят по выделенным полосам, то время пребывания в пути людей с особыми потребностями сократится вдвое, это улучшит качество их жизни, - поделился с нами Шоканов.

Услуга инватакси для инвалидов-колясочников бесплатная и востребованная - в день выполняется около 200 рейсов. Два частных таксопарка работают по договору с управлением социального благосостояния Алматы, которое оплачивает им за каждый час пути 2690 тенге. Причем считается только время после старта машины с уже посаженным в салон пассажиром (с этого года инвалиды фиксируют начало и конец пути картами “Онай!”), а время ожидания, погрузки и выгрузки инвалида не оплачивается. По­этому и сами перевозчики инвалидов приветствуют такую инициативу: тариф им не поднимали уже лет десять, хотя цены на бензин растут, ремонт машин с каждым годом дорожает, амортизация за свой счет.

В минувшую субботу все заинтересованные лица собрались, чтобы осмотреть машины и внести номера инватакси в список для операторов видеокамер “Сергек” городского Центра оперативного управления полиции. Однако компетентные органы дали понять: не все так просто, как хотелось бы. Представитель управления городской мобильности (УГМ) Алматы заявил, что их ведомство не вправе вводить такие новшества - для этого есть уполномоченные органы по безопасности дорожного движения общественного транспорта и такси.

УГМ обратилось в департамент полиции с письмом посодействовать социальному проекту для инвалидов. Представители же правоохранительных органов Алматы кратко пояснили: их ведомство - исполнительный орган, потому они тоже не имеют права решать подобные вопросы, тем более вносить изменения в правила дорожного движения. А сотрудник технадзора города напомнил: такого термина, как “инватакси” или “такси для инвалидов”, вообще не существует в нашем законодательстве!

- Необходимо обозначить, например, что это специальный или специализированный транспорт, предназначенный для перевозки инвалидов. Сейчас к специальным и специализированным средствам относятся те, которые осуществляют определенный вид деятельности, например водовоз, бензовоз, рефрижератор, - сообщил представитель технадзора, который не захотел назвать свое имя.

Сотрудники инватакси возразили: есть же приказ и.о. министра транспорта и коммуникаций от 1 ноября 2013 года №859 “Об утверждении правил оказания услуг по перевозке инвалидов автомобильным транспортом”! Однако все тот же представитель технадзора напустил еще большего туману, сообщив: этот приказ несовместим с документами МВД, его нет и в техрегламенте. Оказывается, надо вносить поправки в закон о дорожном движении и в правила к нему. Однако это долгий путь, он может растянуться на годы, а у инвалидов, как известно, нет времени столько ждать...

Руководитель общественной ассоциации безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен ШАКУОВ предложил такой вариант решения проблемы:

- Можно же использовать желтый проблесковый маячок, как при перевозке детей на автобусах, это статья ПДД “применение специальных сигналов”. Согласно этой статье водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком оранжевого или желтого цвета могут отступать от требований дорожных знаков и разметки и заезжать на выделенную полосу. Проблесковый маячок оранжевого или желтого цвета не дает преимущества в движении и служит для предупреждения других участников движения об опасности. В данном случае это высадка, посадка, перевозка людей с ограниченными возможностями. В базе “Сергека” будет видно, что у машины проблесковый маячок, и ее водителя не будут привлекать к ответственности.

Это предложение никто не смог оспорить, однако и для него нужно одобрение. Но кого? Если вокруг все исполнители?

Председатель комиссии по транспорту и коммуникациям маслихата Алматы Есенгелди ТАЛБИДИНОВ предложил создать комиссию, в которую войдут представители разных компетентных структур, чтобы решить вопрос на местном, городском, уровне и в последующем, если потребуется, утвердить нормативно-правовой акт.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть