1903

Прямые выборы акимов: проект в мажилисе

В Казахстане уже в этом году впервые сельчане смогут выбрать своего акима. Нормы, призванные придать новый импульс развитию демократии в стране, прописали в законопроекте о выборах, который во вторник представил в мажилисе вице-министр национальной экономики Алишер АБДЫКАДЫРОВ.

Прямые выборы акимов: проект в мажилисе

Согласно законопроекту кандидатов в сельские акимы смогут выдвигать партии из числа своих членов либо человек может предложить свою кандидатуру путем самовыдвижения, собрав не менее одного процента подписей от количества избирателей соответствующего округа. Если же партии не предложат своего кандидата или не будет самовыдвиженцев, то тогда кандидатов будут выдвигать акимы районов.

Выборы должны быть объявлены за 40 дней до их старта, а пройдут они за 10 дней до истечения срока полномочий действующего акима. Выдвижение кандидатов предлагается начать на следующий день после объявления выборов и завершить за 15 дней до дня выборов. То есть продолжительность сроков выдвижения может достигать 14 дней.

- В этот период территориальная избирательная комиссия проверяет достоверность предоставленных документов. В завершающую декаду осуществляются агитационные мероприятия. После выборов в течение трех дней подводятся итоги, и в течение семи дней осуществляется регистрация победителя, - описал планируемый алгоритм выборов Абдыкадыров.

Претендовать на пост акима может гражданин не моложе 25 лет, имеющий высшее образование и стаж работы на госслужбе не менее одного года и не менее двух лет на руководящих должностях организаций, не являющихся гос­органами.

По словам вице-министра, в ближайшие пять лет на проведение выборов акимов понадобится порядка 17,6 млрд тенге, из них в этом году, когда предполагается избрать 836 сельских акимов, - 4,8 млрд тенге. На избрание 351 акима в 2022 году потребуется  3,1 млрд тенге, 499 акимов в 2023-м - 4 млрд тенге, 585 акимов в 2024-м - 4,6 млрд тенге и 74 акимов в 2025 году - 1,1 млрд тенге.

Законопроект предусматривает снижение порога для прохождения партий в мажилис с нынешних 7 до 5 процентов голосов избирателей, внесение в избирательные бюллетени всех уровней графы “Против всех”.

- Ожидаемый эффект - повышение активности граждан в полноценной реализации своих конституционных прав, усиление реагирования местных органов госуправления на потребности и проблемы населения, реализация концепции слышащего государства, - отметил Абдыкадыров.

Разработчики в проекте поправок в профильное законодательство прописали условия прекращения полномочий акимов: потеря членства в партии, выражение вотума недоверия маслихатами, в том числе по инициативе собрания местного сообщества, по решению суда, по собственному желанию акима и в случае утраты гражданства. Кроме того, внесли норму, наделяющую маслихаты полномочиями рассматривать дисциплинарные проступки сельских акимов.

В этом контексте секретарь партии Adal Эльдар ЖУМАГАЗИЕВ подсчитал, что в документе имеется как минимум пять норм, усиливающих полномочия маслихатов:

- По инициативе не менее одной пятой от общего количества депутатов маслихатов можно будет выразить вотум недоверия акиму. Примерно 12 человек в маслихатах... Получается, три человека могут собраться и выразить недоверие акиму села.

Нужен какой-то противовес. Акима народ избрал, а три депутата могут все решения местных жителей аннулировать, - выразил опасения партсекретарь.

В ответ Абдыкадыров подчеркнул, что одна пятая часть маслихатовцев может выступить лишь с инициативой о выражении вотума недоверия, а окончательное решение будет принимать большинство, “да и какие-то меры воздействия на акимов все же должны быть”.

- Предполагается, что у них бюджет будет больше, расширится самостоятельность акимов, в том числе финансовая, четвертый уровень бюджета будет пополняться новыми налогами. Поэтому если мы исключим привлечение к ответственности, то останется только возможность объявления вотума недоверия, но это тоже не вариант. Мы тогда будем просто наблюдать, как акимы меняются, и ежегодно будет необходимость проводить выборы, а это дополнительные траты из местного бюджета. Поэтому полномочия маслихатов не излишни, так как это тоже народные избранники, - парировал замминистра.

Эксперт научной антикоррупционной экспертизы Мади КЕНЕНБАЕВ затронул вопрос, зачем в требованиях к кандидатам в сельские акимы указали стаж работы на госслужбе:

- Сейчас речь идет о селах, где есть одна школа и какие-то небольшие госучреждения. Не получится ли так, что основной состав акимов, которые будут избраны по новому законодательству, представят директора школ или глав фермерских хозяйств? Наличие этого требования приведет к тому, что, условно говоря, простой учитель школы, которого знает все село, которого уважают и любят, не сможет принять участия в выборах?

Отвечая на него, Абдыкадыров заметил, что Миннацэкономики при подготовке законопроекта изу­чило международный опыт:

- В некоторых странах с 18 лет можно избираться мэром. Но все-таки, учитывая наши реалии, акиму нужны базовые знания, опыт работы с бухгалтерскими, юридическими документами, знания бюджета. Мы полагаем, эти требования нужны, и они минимальны, ничего запредельного (в законопроекте. - Л. Т.) нет.

Кененбаев также поинтересовался целесообразностью прекращения полномочий акима в случае его исключения из рядов партии:

- Партия заявила его в кандидаты, но не партия избрала его акимом! Почему здесь такое прямое ущемление избирательного права?

- Партия совместно с ним подготавливает избирательную программу, платит избирательный взнос, готовит его. И в случае утраты членства полагаем целесообразным прекращение его полномочий в качестве акима, - парировал замминистра.

Отвечая на вопросы депутатов, он также сообщил, что прямые выборы акимов районов и городов областного значения начнутся с 2024 года, поэтому соответствующий законопроект разработают позже.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее