8642

За языком следите

Государственный язык будет подлежать обязательному применению в вывесках, баннерах и рекламных текстах. При этом владельцы рек­ламных конструкций обязаны соблюсти все правила грамматики и орфографии. Такие нормы по вопросам визуальной информации мажилис одобрил в среду в первом чтении.

За языком следите

- В адрес государственных органов от граждан поступает огромное количество жалоб, связанных с нарушением требований законодательства о языках при размещении визуальной информации. При этом отсутствие визуальной информации на государственном языке граждане считают ущемлением своих прав, закрепленных в статье 14 Конституции Республики Казахстан, - посетовала за трибуной мажилиса министр культуры и спорта Актоты РАИМКУЛОВА.

По ее словам, в 2018 году казахстанцы жаловались на неграмотно написанную на казахском языке визуальную информацию, а также на неприменение госязыка в вывесках и рекламе 12 886 раз, в 2019-м - 12 900 раз. А в 2020 году из-за карантинных ограничений обращения принимались только через call-центр, и поэтому за весь год набралось всего 3442 жалобы. Тогда ведь казахстанцы мало ходили по улицам.

У взрослой части населения элементарные ошибки вызывают раздражение и недовольство, а что касается детей, то опечатки плохо влияют на становление их грамотности.

- Средства визуальной информации (баннеры, вывески, объявления, реклама, ценники) являются важными инструментами воздействия на общественно-политическую, социально-экономическую ситуацию в стране. Новое требование к изложению текстов реквизитов и визуальной информации в соответствии с нормами орфографии направлено на недопущение некачественного изложения текстов на казахском языке, орфографических ошибок в них, - сообщила Актоты Раимкулова.

А наружная информация, представленная на двух языках, должна теперь обязательно излагаться с сохранением аутентичного перевода.

Таким образом, по словам министра, поправки обеспечат обязательное и грамотное использование госязыка в визуальной информации, а также изложение текстов реквизитов и визуальной информации на государственном и русском языках с сохранением их аутентичности.

Возникает вполне резонный вопрос о возможности привлечения рекламодателей, владельцев вывесок к административной ответственности за рекламу, содержащую нарушение орфографических, орфоэпических, грамматических, синтаксических правил казахского языка. Но по этому поводу ни министр, ни депутаты ничего не сказали.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть