2398

Решил возглавить барымту

В Восточно-Казахстанской области конокрадство процветает благодаря полицейским! В краже лошадей уличили майора полиции, который, впрочем, действовал не один. Следствие насчитало как минимум пять подельников, один из которых до суда не дожил, а двое остались неустановленными.

Решил возглавить барымту

Осенью 2018 года в Восточном Казахстане с вольного выпаса начали массово пропадать лошади. Их владельцы поначалу думали, что табуны просто ушли далеко от пастбища - такое бывает. Оказалось, что нет.

Так, ночью 28 сентября 21 лошадь бесследно пропала в Жарминском районе. Животные принадлежали жителям села Ади. Лошадей они пасли посменно, присматривали за ними только днем, а вечером оставляли на пастбище.

Ночью 23 октября пропали еще 19 лошадей близ села Малая Буконь Кокпектинского района, который граничит с Жарминским. Животные принадлежали сельскохозяйственному производственному кооперативу (СПК) “Таим”. Этого табуна, судя по всему, хватились сразу.

Как потом рассказал свидетель, который давал показания под псевдонимом, он отправился на поиски пропавших лошадей и видел, как двое мужчин гнали их к трассе. Подъехала “нива”, из нее вышли двое, пересели на лошадей и погнали табун дальше.

Несмотря на темноту, наблюдатель, как он уверял в суде, узнал тех двоих мужчин из внедорожника. Это были владелец кресть­янского хозяйства “Беркут” из Уланского района Кайрат БУХАРБАЕВ и табунщик М. ТУСУПЖАНОВ. Их он, дескать, разглядел в бинокль. К тому же тогда уже лежал снег и светила яркая луна.

Почему там был полицейский автомобиль и кто был за рулем, свидетель не сказал. А вот следствие установило, что к краже лошадей в обоих случаях был причастен майор полиции Дамир ЕЛЕУСИЗОВ.

Так, по версии следствия, табун из Жарминского района под покровом ночи угнали Бухарбаев и Тусупжанов, а потом в сопровож­дении участкового инспектора МПС Уланского районного отдела полиции Елеусизова перегнали похищенных лошадей на территорию “Беркута”. Животным на месте прежнего поставили новое тавро.

А вот в случае с 19 лошадьми СПК “Таим” всю черную работу выполнили два не установленных следствием человека, а вышеназванная троица поджидала их с табуном недалеко от села Бозанбай Уланского района, где их, собственно, и засек в бинокль тот самый ценный свидетель. Потом лошадей также перегнали в крестьянское хозяйство “Беркут”.

“Наряду с этим Елеусизов, являясь участковым инспектором полиции и имея беспрепятственный доступ к оперативной сводке дежурной части и иным оперативным данным, выяснял отсутствие сил и средств отдела полиции в районе совершенных преступлений”, - сообщается в приговоре суда №2 Кокпектинского района.

Часть украденных лошадей на КамАЗе увезли на продажу в Карабулак Туркестанской области. В ноябре трех животных полицейские обнаружили в хозяйстве у Бухарбаева. Глава хозяйства в суде оправдывался, что этих лошадей пригнал Елеусизов, а перечить полицейскому он не мог, поскольку “зависел от него по многим обстоятельствам”. В силу возраста, дес­кать, он не может ездить верхом на лошади да и вообще, в то время когда были совершены кражи, из своих владений не отлучался. И ведь нашлись люди, которые, видимо, уже зависели от него, подтвердили показания Бухарбаева. Это были сотрудники хозяйства, которые, правда, работали там “по устной договоренности”. А один работник даже протокол допроса подписывать не стал, поскольку, по его словам, не умел ни читать, ни писать.

Действия Елеусизова и Бухарбаева квалифицировали по пункту 3 части 4 статьи 188 Уголовного кодекса, так как они тайно похитили чужое имущество в группе лиц по предварительному сговору, неоднократно, в особо крупном размере. Кроме того, Елеусизову, который злоупотребил служебными полномочиями, вменили пункт 3

части 4 статьи 361. Экс-полицейскому назначили семь лет лишения свободы, а также лишили его звания майора полиции, Бухарбаеву - шесть лет лишения свободы. Уголовное преследование в отношении Тусупжанова было прекращено в связи с его смертью. Что касается ущерба, то самый крупный причинен СПК “Таим” - 7 000 950 тенге.

Кстати, Дамира Елеусизова уволили из полиции в январе прошлого года до вынесения приговора. Впоследствии он пытался восстановиться на работе и даже хотел взыскать с ДП моральный вред - 600 тысяч тенге.

В правоохранительных органах он, к слову, служил с 2009 года.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть

Свежее