13041

Они сражались за пенсию

Отставные военные жалуются на несправедливое к ним отношение со стороны государства

Они сражались за пенсию

Амантай ИСМАЙЛХАНОВА - старая знакомая. В 2011 году женщина уже обращалась в нашу редакцию за помощью. Она, как и сотни других бывших военнослужащих, оказалась на грани выживания. Категория военных, принятых в ряды Вооруженных сил Казахстана после января 1998 года и уволенных в запас по состоянию здоровья до января 2016-го, была лишена права на пенсию. Виной всему противоречия в законодательстве о пенсионном обеспечении.

Пять лет без единой копейки от родного отечества, годы обивания порогов разных ведомств, попытки найти работу на гражданке и наконец победа. В 2016 году, переведя в госбюджет половину своих пенсионных накоплений, отставной сержант Исмайл­ханова получила свою первую пенсию. Однако она оказалась в разы меньше, чем пенсии бывших коллег, поступивших на службу в армию до 1 января 1998 года.

- Мне была назначена пенсия 43 989 тенге, - рассказывает Амантай Исмайлханова, проходившая службу в Аягузе Восточно-Казахстанской области. - Оказалось, что права на базовую пенсионную выплату мы не имеем. И таких, как я, в стране много. Особенно эта проблема коснулась женщин. Мужчин спасает срочная служба в армии, благодаря ей они оказываются призванными до 1998 года.

Общий трудовой стаж Амантай Исмайлхановой 28 лет. Из них 12 лет и 9 месяцев она отслужила в Вооруженных силах по контракту. И возможно, прослужила бы еще, если бы не внушительный список заболеваний, которые у женщины обнаружили на очередной медкомиссии. Уволенная из армии, она словно опять попала на курсы молодого бойца, учась выживать в гражданской жизни. Устроиться на работу в 47 лет не получалось. Приходилось перебиваться случайными заработками.

Похожая история и у сослуживицы Амантай Найли ЖАКМАНОВОЙ, призванной на службу в марте 1998 года и уволенной в октябре 2008-го. Назначенная ей пенсия, которую, к слову, пришлось ждать целых восемь лет, составила всего 18 тысяч тенге. Сегодня женщина, которая уже намаршировалась по кабинетам чиновников от обороны и военным судам, просто коллекционирует ответы госорганов.

- На любой мой запрос мне снова и снова рассказывают, когда я была призвана, когда уволена, сколько лет отслужила. Как будто этого я и сама не знаю, - смеется женщина. - Ни одного конкретного ответа не получила, ни помощи. Только удивила всех своей мизерной пенсией.

Для того чтобы хоть немного ее увеличить, Жакманова обратилась в архив, нашла три года неучтенного стажа на гражданке. И пенсия у нее хоть немного, но выросла. Теперь она доходит до 30 тысяч тенге.

Служившие вместе в Аягузе женщины теперь живут в разных уголках Казахстана, но до сих пор поддерживают дружеские отношения. Сдаваться они не собираются и ждут, когда же наступит торжество справедливости. В частности, они ждут принятия законопроекта, инициированного Центром пенсионного обеспечения Министерства обороны Казахстана. В нем предлагается сделать перерасчет пенсионных выплат за выслугу лет военнослужащим, впервые призванным на службу после 1 января 1998 года и уволенным до 1 января 2016-го. При этом будут учтены повышения выплат, произведенные в установленном законодательством порядке. Кроме того, рассматривается возможность назначения военнослужащим и сотрудникам силовых структур, уволенным с 1 января 2016 года, государственной базовой пенсии по достижении пенсионного возраста, а также возможность использовать остатки накоплений в Едином накопительном пенсионном фонде для при­обретения жилья или получения образования.

- Все наши предложения уже на рассмотрении рабочей комиссии. Нужно подождать. В этом году должны рассмотреть, - отвечает начальник Центра пенсионного обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан Каиржан БИМОЛДИН.

Этот судьбоносный для целой армии военных пенсионеров законопроект должен был быть внесен на рассмотрение правительства в октябре прошлого года, но из-за коронавируса его отложили. Теперь обещают, что проект на рассмотрение поступит в этом году.

- Условия службы военных и сотрудников силовых ведомств довольно суровы, - считает президент казахстанского союза ветеранов “Боевое братство” Сергей ПАШЕВИЧ. - Не самые комфортные жилищные условия, ненормированный рабочий график. Поэтому и выходили они на пенсию раньше. И, по моим наблюдениям, среди военных редко встречаются долгожители. Нас принимают на службу стопроцент­но здоровыми. Но когда человек, из которого выжали все соки, отслужил, он оказывается на обочине. Так же и женщины-военнослужащие. Они отдали свои лучшие годы службе в армии и теперь даже на достойную пенсию права не имеют. Если Министерство обороны не защищает своих сотрудников, в том числе и бывших, мало кто захочет идти служить в армию. И мы сталкивались уже с этим, когда не могли набрать призывников в армию, был недобор в военные училища. Вот чем это чревато.

Сегодня, как и на протяжении многих лет, наши героини полны надежд и тревоги. Ведь если свершится пенсионная справедливость с перерасчетом, на который они так уповают, то на их улицу придет не просто праздник, а настоящий парад! Хотя до полной и безоговорочной победы еще шагать и шагать, поскольку в пенсионном проекте от Минобороны базовая выплата уязвленной категории военных пенсионеров может быть назначена только по достижении ими пенсионного возраста, то есть в 63 года.

Как так получается? Вроде все по закону отцы-командиры придумали, и забота о людях, отдавших годы жизни отечественной армии, проявлена… Но так и хочется спросить по-человечески: готовы ли разработчики данного законопроекта служить сегодня, а зарплату получить когда-нибудь потом? Или, скажем, уйти на пенсию в 45 лет с надеждой, что базовую платить станут только лет через 18? Вряд ли они на такое согласятся. При таких перспективах все сильные и здоровые попробуют найти другую работу. А вот что делать тем, кто силы и здоровье оставил в армии?..

Юлия ЗЕНГ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Алматы

Поделиться
Класснуть