4516

Стати здесь совсем не кстати,

или К вопросу о партстроительстве и теневом кабмине

Стати здесь совсем не кстати,

Новые партии могут появиться в Казахстане в ближайшее время. Глава Минюста Марат БЕКЕТАЕВ заявил в пятницу о том, что в 2020 году поступило девять заявок от различных инициативных групп граждан, которые хотели бы зарегистрировать политическую организацию. Шести из них было отказано (но если они исправят ошибки, то смогут подать заявку снова). А вот три оставшиеся вышли на финишную прямую.

По словам Бекетаева, две из этих трех политгрупп должны провести съезд и внести второй пакет документов в Министерство юстиции, а третья уже проходит этап регистрации.

- Одна группа людей провела съезд и внесла документы, идет проверка. Проверку проводит не только Министерство юстиции, но и другие госорганы. Например, в списках не должно быть военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан других государств. Это проверяется другими госорганами - мы направили запросы. Как только получим ответы, будет принято решение о регистрации либо отказе, - пояснил министр юстиции на брифинге, посвященном планам юрведомства на 2021 год.

Он не огласил названия партий, поскольку не имеет права по закону. Эту информацию могут обнародовать сами политические объединения.

Однако по одной из вероятной парткомпании министр все же ремарку оставил. По просьбе журналистов Бекетаев ответил на критику главы оргкомитета “Ел Тiрегi” Нуржана АЛЬТАЕВА о том, что ему отказали уже в третьей попытке зарегистрироваться:

- Я могу только сожалеть. Никаких сложностей, наверное, не должно быть исправить те нарушения, которые мы указали в своем ответе. И если в списке действительно есть умершие люди, то это, наверное, чуть больше, чем просто досадная ошибка. Надо исключить этих людей, включить других в список, чтобы отвечать требованиям законодательства по численности подписавших заявку. Если все нарушения будут устранены, конечно, подтвердим заявку!

Главный юрист страны также “оценил” инициативу Альтаева сформировать в стране теневое правительство. По словам министра, процедуры создания такого правительства, ее государственной регистрации не существует.

- Такие люди должны быть сначала как минимум. Если какая-то политическая партия имеет хороших финансистов, юристов, специалистов в сельском хозяйстве и эти люди пользуются авторитетом, если их компетенция высокая, то почему бы и нет? - подыграл предложенной интриге Бекетаев. - Если в той или иной партии такие люди занимают активную позицию, от этого только обсуждение и качество принятых решений будут улучшаться. Давайте лучше поставим вопрос в ином ключе: а есть ли такие люди? Пусть они сначала появятся! - заключил свою мысль Бекетаев.

О создании теневого правительства исключенный из Nur Otan экс-мажилисмен Альтаев объявил в минувший четверг. “Народное” правительство, по его словам, будет сформировано в течение 30 дней, свои заявки для вступления в него могут подать все желающие. Альтаев считает, что теневой кабмин будет комментировать действующее правительство и должен полностью финансироваться из госбюджета, как в Англии.

- Сейчас я слышу: дайте мне деньги, я найму таких людей, они будут это делать. Наверное, сначала должны быть люди, которые обладают авторитетом и доверием, а потом надо вопрос ставить о финансировании, - парировал Бекетаев. - Может быть, эти люди даже и не потребуют никакой зарплаты. У нас есть эксперты, которые пользуются доверием, они комментируют процессы, сами за свой счет изучают какие-то вопросы. Потому что это им интересно.

Газета “Время” спросила у министра о затянувшемся деле семейства молдавского бизнесмена СТАТИ: когда будет финал у этой многолетней судебной схватки?

- Надежда на то, что дело закончится в 2021 году, есть! - уверенно ответил Бекетаев. - В декабре-январе вышло три решения в пользу Казахстана. Им предшествовали в июне и в апреле прошлого года решения также в пользу Казахстана. Это все показывает, как нам представляется, некий тренд. Мы уверены в успехе! Потому что у нас очень сильные доказательства того, что Стати совершил мошенничество. Более того, те фонды, которые им помогают, тоже стали соучастниками мошенничества, и эти доказательства мы тоже получили. Поэтому мы очень оптимистично настроены.

По словам главы Минюста, несмотря на разговоры о баснословных тратах на судебное противостояние со Стати, эти затраты в “безопасных” пределах (по мировым стандартам): расходы на процесс и юристов не превышают 10 процентов от суммы иска. При этом, считает Бекетаев, для Казахстана это дело принесло намного больше пользы, чем ущерба:

- Это дело имеет прецедентное значение. Например, в Лондоне вышло решение о том, что средства Нацфонда неприкосновенны, то есть мы получаем защиту средств Нацфонда в Лондоне на любые другие процессы. Если в Стокгольме было принято решение, что средства Нацфонда пользуются суверенным иммунитетом, то и в Швеции средства Нацфонда защищены на все годы. Есть и побочные эффекты: работая на этом процессе, государство получает опыт, каким образом направлять запросы за рубеж, формулировать, почему могут поступить отказы…

Вице-министр юстиции Алмат МАДАЛИЕВ дополнил Бекетаева, заметив, что принципиальность Казахстана по делу Стати - это сигнал третьим лицам, которые могут стоять за подобными исками:

- Многие процессы против Казахстана и вообще против других стран финансируются порой третьими сторонами, не самими истцами. И вот для таких лиц важно направить сигнал, что Казахстан никогда не остановится, будет продолжать бороться за справедливость и справедливое решение до конца! И тогда они несколько раз подумают, прежде чем финансировать какой-либо иной спор против Республики Казахстан!

Как заверили чиновники, в этом году Минюст приготовил новые фишки и доказательства защиты Казахстана в деле Стати.

- Судебные процессы будут продолжены, и они будут продолжены до победного конца! - заверил как отрезал глава Минюста.

Тогжан ГАНИ, фото с сайтов vlast.kz и yandex.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть