2607

И каждый день как трудный самый

Сформированный в 2019-2020 годах основной костяк казахстанского правительства (за это время у руля встали 19 новых министров), как и все кабмины мира, не готовил себя к противостоянию с неизвестной доселе инфекцией. В планах чиновников была обычная работа - исполнять госпрограммы, налаживать бюджетную дисциплину и развивать экономику. Однако правительству пришлось срочно переориентироваться на решение экстренных задач, чтобы не допустить финансового, медицинского и социального коллапса. Как же отработало правительство в 2020 году?

И каждый день  как трудный самый

Пандемия коронавируса стала серьезным испытанием для чиновников, раскрыв без прикрас, кто из них на что способен и чего на самом деле стоит. Тема коронавируса, возникшая в мире в декабре 2019-го, в середине января 2020 года уже плотно обосновалась и в нашей повестке. После первых новостей о распространении заразы за пределами Китая в казахстанском правительстве решили действовать на опережение. Как позже отметят эксперты, многие карантинные меры в Казахстане ввели первыми в СНГ.

Так, 26 января кабмин усилил санитарно-эпидемиологический контроль в пунктах пропуска через госграницу, а уже на следующий день в правительстве создали межведомственную комиссию по координации мероприятий по противодействию COVID-19 (коротко ее назвали МВК), в состав которой вошли все заинтересованные гос­органы, акиматы областей и трех мегаполисов. Первое заседание состоялось в тот же день.

К тому времени в Казахстане еще не было ни одного случая заражения, но комиссия уже приняла решение приостановить выдачу виз гражданам Китая, с 29 января приостановить пассажирские автобусные перевозки между Казахстаном и КНР, с 1 февраля - пассажирские поезда по маршрутам следования между Казахстаном и Китаем и с 3 февраля - регулярное воздушное сообщение между двумя странами. Следом кабмин принял еще два трудных, но важных решения: отклонил просьбу Международной федерации тенниса о переносе отборочных матчей Кубка федерации из китайского Дунгуана в Нур-Султан с 4 по 8 февраля и отменил проведение у нас отборочного чемпионата Азии по водному поло с 12 по 16 февраля.

26 февраля правительство принимает решение приостановить с 1 марта авиасообщение с Ираном и ограничить количество вылетов в Южную Корею. А 1 марта кабинет министров ввел очередной этап усиления: лиц, прибывших из стран с риском завоза КВИ, стали помещать на различные карантины в зависимости от категории опасности. При этом в стране еще не было ни одного случая завоза инфекции.

О том, насколько напряженной была работа правительства в тот период, можно судить по числу заседаний МВК: только за месяц с момента ее создания комиссия собиралась 11 раз, то есть с перерывами всего в 2-3 дня, и дала свыше 100 (!) поручений соответствующим органам. В марте, когда пандемия проявила себя во всю мощь, заседания стали проводиться еще чаще.

9 марта на мир свалилась еще одна беда: в тот день рухнули цены на нефть. Стоимость марки Brent упала почти на треть - до 31 доллара за баррель, пробив исторический минимум за последние 30 лет. Падение нефтяных рынков произошло на фоне развала сделки ОПЕК+, которая устанавливала предельные объемы добычи углеводородов странами-участницами. Во время переговоров стороны так и не смогли согласовать новые условия сделки. Реакция Казахстана была мгновенной: в тот же день, 9 марта, правительство и Нацбанк опубликовали совместное обращение. В нем они заявили, что, несмотря на случившееся, они гарантируют исполнение всех социальных обязательств государства, снизят неприоритетные расходы и обеспечат жесткий контроль за соблюдением трудовых прав казахстанцев. Для оперативного принятия и реализации необходимых решений был создан штаб, который возглавил премьер Аскар МАМИН. Тогда благодаря принятым мерам удалось не допустить аварийной остановки месторождений и заводов, избежать затоваривания нефтехранилищ, а также сохранить рабочие места на стратегически важных для экономики страны объектах - электростанциях, нефтеперерабатывающих заводах и месторождениях.

Между тем 13 марта Минздрав объявил о первых двух зарегистрированных в Казахстане случаях заболевания COVID-19. Наступила пора новых жестких, крайне непопулярных, но вынужденных мер. Президент принимает решение ввести с 16 марта режим чрезвычайного положения, который продлился до 11 мая. Были ограничены въезд и выезд из страны, приостановлена работа крупных непродовольственных объектов торговли, кинотеатров и других мест массового скопления людей. 28 марта запретили выходить без надобности из домов жителям столицы и Алматы, а чуть позже и гражданам других регионов. Министры почти каждый день докладывали обстановку в стране, каждый по своей области.

Тогда правительство впервые в истории провело онлайн свое традиционное по вторникам заседание (к слову, заседает кабмин по сей день в этом формате). Следом его примеру последовали мажилис, сенат, Верховный суд и другие обители власти, также на онлайн-встречи перешло бизнес-сообщество. Члены кабмина с самого начала демонстрируют завидную дисциплинированность. Когда рядовые казахстанцы с неохотой привыкали к новой реальности, вовсю нарушая режим ЧП, министры, как солдаты, работали только в масках, не снимая их даже в своих кабинетах во время дистанционных совещаний по видеосвязи. Они уходили на самоизоляцию, если заражались, и стойко выдерживали 14-дневный карантин. После того как у тогдашнего главы Минздрава Елжана БИРТАНОВА тест на коронавирус оказался положительным, премьер-министру Аскару Мамину и целому ряду министров для профилактики тоже пришлось уйти на самоизоляцию. При этом глава правительства не переставал работать. “Аскар Мамин в данный момент находится на самоизоляции, но продолжает работу по графику в режиме видео-конференц-связи”, - сообщила тогда пресс-служба премьера.

Одной из главных задач кабмина стала поддержка медиков. Уже в марте, когда появились первые пациенты с COVID-19, были утверждены ежемесячные надбавки к заработной плате медикам, которые находились на передовой борьбы с опасной инфекцией. Сумма выплат в зависимости от группы риска составляла 212 тысяч, 425 тысяч и 850 тысяч тенге. На нее могли рассчитывать как врачи, так и медсестры, санитары. По информации Минздрава, в ноябре прошлого года стимулирующие выплаты получили 42 тысячи медицинских работников, в октябре - 37 893 человека, в сентябре - 36 503, в августе - 66 249, в июле - 78 963, в июне - 53 160, в мае - 40 416, в апреле - 42 926, в марте - 19 340.

Мы не случайно привели, так сказать, обратный отчет по месяцам. Выплаты производились не без проблем и не без задержек, порой их сопровождали скандалы. Но, напомним, это был беспрецедентный опыт в кризисных условиях. Общая сумма выплат превысила 98 млрд тенге. Стимулирующие выплаты будут выплачиваться и в первом полугодии 2021 года. А еще были предусмотрены единовременные выплаты: в случае заболевания медработника - 2 млн тенге (отменены в октябре), в случае его смерти - 10 млн тенге.

Что касается поддержки граждан, то, как сообщал министр труда и социальной защиты населения Биржан НУРЫМБЕТОВ, выплаты в размере минимальной заработной платы 42 500 тенге получили 4,6 млн казахстанцев во время ЧП и 2,4 млн казахстанцев во время действия карантинных ограничительных мер. Кроме того, более 1,1 млн человек получили дополнительно поддерж­ку в виде выплат на приобретение продуктово-бытовых наборов на общую сумму 25 млрд тенге.

Еще одной антикризисной мерой стала “Дорожная карта занятости”, которая вместе с госпрограммой “Енбек” сохранила и создала в стране 1,2 млн рабочих мест.

Чтобы сгладить последствия вынужденных ограничений, кабмин разработал комплекс мер по поддержке наиболее пострадавших отраслей экономики, среди которых розничная торговля, сфера услуг, общественное питание, транспорт, туризм. Более 700 тысячам предпринимателей предоставили налоговые послабления, отсрочили платежи и предоставили возможность рефинансировать кредиты на льготных условиях. Дополнительно были приостановлены меры налогового контроля и принудительного взыскания до 1 июня 2020 года.

Параллельно правительству пришлось бороться с резким ростом цен из-за карантинных запретов и весеннего локдауна, применять нерыночные меры для сдерживания цен и вводить предельные расценки на некоторые продтовары.

При этом и традиционные, так сказать, будничные вопросы никуда не делись из повестки. В правительстве все так же готовились к паводковому, затем к отопительному сезону, обсуждали острые вопросы экологии и многое другое. А еще в ушедшем году в Казахстане было образовано новое министерство - по чрезвычайным ситуациям с передачей ему функций по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, гражданской обороне, пожарной безопасности, по реализации госполитики в сфере промышленной безопасности, по формированию и развитию госматрезерва.

Отметим, что в прошлом году для органов гражданской защиты за счет республиканского бюджета приобретено 270 единиц новой техники различного назначения. С января 2020 года заработная плата пожарных увеличилась на 20-65 процентов. Повышение должностных окладов коснулось 19 тысяч сотрудников органов гражданской защиты. К примеру, денежное содержание простого пожарного увеличилось в среднем на 40 тысяч тенге.

В целом Казахстану удалось избежать катастрофического варианта развития событий на пике пандемии. И правительство по итогам прошлого года заслужило высокую оценку президента.

- В целом нам удалось избежать критического спада экономической активности в стране. Здесь, надо сказать, правительство хорошо поработало. Правительством были предприняты шаги по стимулированию бизнеса, оказана помощь уязвимым группам населения, - сказал Касым-Жомарт ТОКАЕВ в конце октября.

А премьер-министр Аскар Мамин, подводя итоги года, заявил, что Казахстан “достойно прошел все трудности 2020 года”, обеспечив стабильность и устойчивость макроэкономических показателей, продолжил осуществление инфраструктурных проектов и создал новые стимулы для дальнейшего развития.

А еще в правительстве сделали выводы из ошибок лета 2020-го, когда все сверху донизу расслабились после снятия режима ЧП и теперь к возможной новой волне 2021 года подготовились загодя. Еще в октябре министры объявили о формировании неснижаемого двухмесячного республиканского и регионального запаса из 91 наименования лекарств и средств индивидуальной защиты для лечения пациентов с COVID-19, которые хранятся в хабах, и месячного запаса лекарств в самих больницах по всей стране. Во всех регионах организованы стабилизационные фонды лекарственных средств на сумму более 13 млрд тенге для выделения на возвратной основе средств оптовым дистрибьюторам для закупа востребованных лекарственных препаратов. На случай новой волны Минздрав готов развернуть свыше 70 тысяч коек по всей стране, из которых 51 тысяча - это ковидные койки в стационарах. Для лечения на дому предусмотрены бесплатные лекарства для 1 млн пациентов, которые выдаются в поликлиниках с августа.

Ажар ИСМАЙЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть