8504

Голые малышки, раненые души...

Фотографии накрашенных детей в одних лишь банных полотенцах, размещенные в соцсетях казахстанским модельным агентством для продвижения своего международного проекта, уполномоченный по правам человека Эльвира АЗИМОВА назвала преступлением против прав ребенка.

Голые малышки, раненые души...

С инцидентом, не на шутку взбудоражившим казнет, сегодня разбираются четыре ведомства. Об этом, а также о неприемлемых условиях содержания воспитанников детских домов, насилии над несовершеннолетними, проблемах детей с инвалидностью и других совсем недетских проблемах говорили на брифингах, организованных по случаю празднования Всемирного дня ребенка.

Появившаяся в соцсетях в сентябре реклама детского фотопроекта модельного агентства наделала немало шума. Возмущению пользователей не было предела. Томные взгляды, ярко-красные губы, позирование в ванне с молоком и гвоздиками детей, которым и десяти еще не исполнилось, казахстанцы назвали пошлостью и настоящей находкой для педофилов. Я поинтересовалась у представителей Минобразования и науки их мнением об этом случае.

Заместитель председателя комитета по охране прав детей МОН Юлия ОВЕЧКИНА сообщила, что министерство попросило МВД, Минкультспорт и Мининформации и общественного развития (МИОР) провести проверки и установить, законна ли деятельность модельного агентства.

- Мы получили ответ, что оно осуществляет свою работу в соответствии с законодательством. Но по этим фотографиям проверки будут продолжены. 2 июля 2020 года были внесены поправки в закон о связи, в соответствии с которыми МИОР была дана компетенция: в случае выявления нарушения законодательства в ходе мониторинга СМИ и соцсетей блокировать такие публикации. Что касается возможности проводить такую съемку, нужно ли согласие родителей, то, согласно статье 25 закона о СМИ, определена ответственность за нарушение законодательства. Информация может распространяться в случае, если несовершеннолетний достиг 14-летнего возраста, с согласия его законных представителей. По данной публикации мы уже переговорили с руководителями модельного агентства. Это все нами держится на контроле, - заявила Овечкина.

Свое мнение выразила и Эльвира Азимова:

- Это нарушение не только прав ребенка, но и моральных устоев нашего общества! Такие нарушения должны наказываться законодательно - компетенция МВД на это предусмотрена. Такие фотографии появились еще в начале карантина. Этот вопрос я поднимала перед представителями комитета по охране прав детей МОН, они уже тогда были в курсе. То есть это не первые такие фотографии, которые размещаются и становятся доступны пользователям. Данный вопрос рассматривается законодательно и в международном плане как преступление против прав ребенка, его личности, как принудительная эксплуатация детского труда!

Не менее важные и актуальные проблемы, в частности о сексуальном насилии детей, подняла уполномоченный по правам ребенка Аружан САИН. Она заявила, что раскрывать такие преступления из-за сложностей со сбором доказательной базы очень трудно, тем более когда педофилов покрывают официальные органы и даже родные (!) пострадавших детей:

- Примеров немало, начиная с детских учреждений. Бывают ситуации, когда родители договариваются о свадьбе и выдают замуж девочек чуть ли не в 15 лет! Некоторые сговоры основаны на деньгах. Есть и случаи, когда пострадавшие или их законные представители не сразу обращаются за защитой. В основном это связано либо с тем, что детей запугивает насильник и ребенок боится рассказать правду, либо с недоверием людей ко всей нашей правовой системе. Но есть случаи, когда не хотят выносить сор из избы или, того хуже, пытаются договориться с педофилом.

Она проинформировала, что за последний год и четыре месяца (с момента вступления в должность) к ней поступило 507 обращений о разных нарушениях прав детей. 30 из них связаны с сексуальным насилием детей, из которых по шести уже вынесли судебные приговоры, по 14 ведется следствие, два дела переданы в суд, остальные в работе.

В этом контексте журналисты напомнили о прошлогоднем шокирующем случае в Таразе, где 12-летнюю девочку маньяк изнасиловал в уличном школьном туалете. Вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА заметила, что вопросы благоустройства школ, в частности обустройства отхожих мест, - компетенция местных исполнительных органов, но МОН контролирует этот вопрос.

- Если на начало года школьных уличных туалетов было 1785, то сейчас 245, то есть динамика улучшается. Думаем, до конца года показатели будут значительно улучшены, - сообщила она. - Видеокамеры тоже больной вопрос. Несмотря на то что 99,9 процента школ оснащены видеокамерами, к сожалению, в 1700 школах видеокамеры не соответствуют требованиям МВД и МОН. Задачу перед управлениями образования Асхат Канатович (АЙМАГАМБЕТОВ, министр образования и науки. - Л. Т.) поставил, думаем, до конца года ситуация изменится.

Аружан Саин затронула и проблемы детишек, воспитывающихся в детских домах и интернатах. По ее словам, эти дети недоедают, питание у них скудное, а иногда и небезопасное.

- В одном из учреждений я лично во время обеда выборочно взвесила порции вторых блюд. В них было всего 15 граммов мяса, в супе мясо отсутствовало вовсе. Салат состоял только из помидоров. Лука не было даже на складе! На складе же обнаружен крайне некачественный болгарский перец, было много гнилых, пропавших овощей, при этом стоимость закупки - 780 тенге за килограмм. Мясо нельзя назвать мясом - это кости самого низкого качества! А стоимость по закупкам - 2496 тенге за килограмм. Детям положено мясо высшего сорта, тем более за такие деньги! - возмутилась правозащитница.

Вместо сметаны, масла и других продуктов, продолжила она, в детских домах и интернатах используют заменители. Повсеместно крайне скудный запас продуктов, очень мало овощей. То же самое с молочной продукцией - нет творожков, йогуртов, сметаны, сыров.

- Никакого разнообразия, часть положенного отсутствует вообще! Зато по документам госзакупок в некоторых учреждениях присутствуют икра осетровых, красная рыба, сырокопченая колбаса, орехи, чернослив, джем, земляника, клубника и много других деликатесов! - иронично отметила Саин.

Она считает, что все беды в таких детских учреждениях связаны с коррупцией и хищениями:

- В августе 2019 года я написала обращение к генеральному прокурору с просьбой провести проверки. Получила справку о проведенных мероприятиях, но вынуждена признать, что она меня не удовлетворяет. Более того, меры, которые принимаются по результатам этих проверок, я могу назвать лишь декоративными: выговор, который не соответствует тяжести нарушения, или увольнение. А уволенный руководитель через короткое время опять возглавляет такое же учреждение!

Все это побудило детского омбудсмена обратиться к Касым-Жомарту ТОКАЕВУ с просьбой вновь организовать проверки в детских домах.

Говоря о проблемах детей с ограниченными возможностями, Саин сообщила, что они не вовремя, а то и совсем не получают подгузники, коляски, лекарства, расходные материалы. К примеру, родителям детей с диагнозом расщепление позвоночника приходилось за свой счет покупать катетеры, а потом они и вовсе исчезли из аптек. Позже в процессе госзакупа этих катетеров выяснилось, что они производятся в Казахстане, но ни один акимат не заказывает у наших производителей - закупают импортное и в разы дороже! Это катастрофа, констатировала Саин.

Она возмутилась также тем, как на местах формируют бюджеты - без учета нужд детей, не предусмотрев строительство детских клубов в шаговой доступности, в которых были бы бесплатные кружки.

- Бюджеты направлены в основном на финансирование профессиональных спортивных команд, помпезных мероприятий, в том числе концертов, которые хоть и были частично не реализованы из-за пандемии, но не были направлены на детей, - сказала защитница казахстанских детей.

По ее словам, она инициировала поправки в закон о госзакупках, предложив ввести такие понятия, как государственный спортивный заказ и государственный творческий заказ. Законопроект сейчас рассматривают в парламенте.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее