3100

Бумага уже не стерпит

Кабмин понуждает казахстанцев цифровизироваться

Бумага уже не стерпит

Родное правительство обещает в новом году свести на нет наш с вами бумажный оборот документов. Якобы в моде будут только электронные версии всяких справок, выписок и других нужных бумажек. При этом те, у кого нет электронной подписи, подтвердить свою личность смогут дистанционно с помощью селфи. С учетом отечественного уровня развития бюрократии с одной стороны и консервативного менталитета граждан - с другой верится во все это, конечно, с большим трудом, но, как говорится, чем черт не шутит...

- Населению нужны конкретные результаты нашей работы. Мы должны полностью исключить необходимость бумажных справок уже в 2021 году и повысить уровень доступности всех онлайн-услуг и сервисов практически до ста процентов! - наставлял подчиненных во вторник на заседании кабмина премьер-министр Аскар МАМИН.

Сейчас в реестре госуслуг 698 наименований, 85,5 процента которых оказывают в онлайн-режиме. До конца этого года, по заверениям цифрового министерства, этот показатель будет доведен до 90 процентов. Мамин поручил максимально упростить механизм оформления ипотеки и постановки имущества и ценностей в залог.

Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат МУСИН подробно обрисовал картину будущего, в котором казахстанцы будут топать ножками в ЦОН разве что только ради единичной услуги. Например, по его словам, в спецЦОНах будут выдавать только водительские права. Все остальные услуги переведут в электронный формат.

- В спецЦОНы ежегодно обращаются более 3 млн человек. Возникают большие очереди. Несмотря на то что регистрация авто доступна онлайн, люди приходят напрямую в спецЦОН и тратят несколько часов, - рассказал он о традиционном перегреве, который переживают сотрудники этих спеццентров. - Согласно новому процессу, после того как покупатель переводит деньги на счет продавца, владелец авто сразу меняется. Сегодня такой удобный сервис в пилотном режиме выведен в мобильное приложение Kaspi.kz. В работе со Сбербанком и Халык банком введена онлайн-покупка автомобиля в кредит. Таким образом, в спецЦонах останутся только услуги по выдаче водительских удостоверений, ведь эта услуга требует сдачи экзаменов на автодромах. Но на данный момент их нет в Восточно-Казахстанской области и Туркестане.

Точно так же упрощается регистрация залога при покупке квартиры в ипотеку. До недавних пор необходимо было взять документы в банке, предоставить их в ЦОН, а через три рабочих дня забрать и снова вернуть в кредитное учреж­дение. Только после этого выдавалась (а во многих местах выдается и поныне) ипотека. Но сейчас совместно с одним из коммерческих банков этот процесс автоматизирован с применением технологий блокчейн.

Мусин объяснил, что “из-за большого количества разных сервисов на портале eGov.kz становится все тяжелее сделать каждую услугу максимально простой для народа”. Поэтому в ведомстве, следуя международной практике, решили выводить онлайн-услуги на популярные интернет-платформы и приложения коммерческих банков.

Но все это только первый шаг. Министерство планирует запустить еще ряд востребованных услуг, например, доставку готовых документов сотрудниками ЦОНов на дом и вызов в офис персонального оператора для оформления документов - по аналогии с персональным менеджером банков.

Кроме того, в мобильное приложение egov будут выводить все больше личных документов граж­дан, которыми можно оперировать через смартфон в различных инстанциях, аэропортах, у нотариусов. Помимо удостоверения личности, загсовых свидетельств в сервис цифровых документов уже добавлены водительские права и дипломы.

- И перечень таких документов будет постоянно расширяться. До конца года планируется исключить выдачу до 30 видов справок. Граж­данин сможет поделиться сведениями прямо из телефона без запроса справки, - сообщил глава ведомства.

При этом Мусин рассказал о главной сложности на пути тотальной цифровизации. Это, оказывается, консерватизм в мышлении и поступках казахстанцев.

- Перед нами стоит ряд открытых вопросов. Например, чтобы получить госуслугу, население все еще продолжает обращаться напрямую в госорган или в акимат. Для среднестатистического гражданина основная сложность - перейти на eGov, настроить ЭЦП, зарегистрироваться в базе мобильных граждан. Для упрощения этого вопроса на портале уже реализована регистрация при помощи биометрии. Теперь, чтобы стать пользователем eGov, нужно просто навести телефон на свое лицо. Сейчас функция уже тестируется в пилоте, планируем запустить до конца этого месяца, - пояснил глава ведомства.

Для анализа ситуации цифровое министерство вместе с Генеральной прокуратурой изучило все поступившие от населения обращения.

- Оказалось, что из более 2 млн обращений граждан порядка 30 процентов на самом деле являются запросами на получение государственной услуги. Но такие заявления рассматриваются как обычное обращение. Это значит, что по сравнению с ЦОНом нарушаются сроки, потому что не регистрируется в системе мониторинга. Конечно же, не исключены коррупционные факторы при личном контакте. Для решения этой проблемы предлагается закрепить оказание госуслуг безальтернативно через ЦОН или в электронном виде! - категорично отметил он.

А как быть в селах, где интернет для многих еще в новинку или есть далеко не в каждом доме?

- В рамках проекта по расширению покрытия интернетом мы договорились с операторами связи об установке в 1200 сельских населенных пунктах специальных киосков с доступом в интернет. По видеозвонку можно будет обратиться в районный акимат, в ЦОН либо в медицинское учреждение, - предложил свою версию решения этого вопроса Мусин.

Глава Минтруда и соцзащиты населения Биржан НУРЫМБЕТОВ тоже заворожил членов кабмина перспективами, объявив:

- Наш следующий реализуемый большой проект - заочное установление инвалидности. Сегодня заявителю приходится обращаться в четыре разных органа: в поликлинику - для прохождения обследования, в отдел медико-социальной экспертизы, при предназначении социальной услуги и технических средств реабилитации - в местные исполнительные органы, по вопросу трудоустройства - в центр занятости населения. После полной автоматизации данной услуги заявителю достаточно будет обратиться в поликлинику только для прохождения обследования!

Министр добавил, что сейчас в возглавляемом им ведомстве активно оцифровывают социальные статусы и документы казахстанцев. В базу данных Минтруда уже собраны все сведения граждан в социально-трудовой сфере. До конца уходящего года данные каждого пенсионера, лица с инвалидностью, получателя адрес­ной соцпомощи, безработного, многодетной матери, кандаса (так теперь называют оралмана) будут доступны в личном кабинете в мобильном приложении электронного правительства.

В правительстве уверены, что от полной цифровизации хорошо будет всем: казахстанцам не придется обивать пороги инстанций, а сотрудников госсорганов она освободит от скучного бумаготворчества.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть