Как карта ляжет
В сфере общественного транспорта Петропавловска наконец наметились сдвиги. Городской акимат привлек оператора из Алматы для установки во всех автобусах валидаторов для электронного билетирования. Уже в октябре в продажу поступят специальные транспортные карты, которыми горожане смогут оплачивать проезд.
Жителей Петропавловска новые дифференцированные тарифы, которые власти пообещали внедрить уже с 1 декабря, пугают, поскольку для пассажиров без карты стоимость проезда будет значительно выше - 130 тенге с человека против нынешних 80.
На общественном совете Петропавловска руководитель городского отдела ЖКХ назвал стоимость бессрочной транспортной карты - 400 тенге. Обещают, что они будут продаваться повсеместно, в том числе и в супермаркетах. А пока в автобусах в ходу черный нал: деньги просто отдают водителю, не получая даже билетов. Владельцам маршрутов оценить прибыль трудно, водителям чаще всего выставляют дневные планы. Все, что сверху, шофер забирает себе, поэтому водители и устраивают гонки на дорогах, чтобы набрать как можно больше пассажиров.
Преобразования в сфере общественных перевозок не ограничатся цифровизацией и внедрением платежных карт. Начнется долгожданное обновление автобусного парка. В этом году будет закуплено 100 новых просторных по сравнению с нынешними “зайчиками” автобусов производства костанайского завода. Перевозчики берут машины в лизинг на семь лет, а помогают им в обновлении автопарка местные власти. Аким города Булат ЖУМАБЕКОВ не скрывает, что часть нерентабельных маршрутов будет упразднена, а на рынке останутся только стабильные компании, которые готовы покупать транспорт и содержать его в теплых гаражах, то есть имеют материально-техническую базу. Они же будут получать и субсидии.
- Раньше перевозчики возили школьников со скидкой 50 процентов и не получали компенсации. Теперь они будут получать субсидии за всех льготников из бюджета, - пояснил аким Петропавловска. - Сфера перевозок будет более прозрачной, а бюджет будет получать больше поступлений в виде налогов.
Заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Бахыт ИЛЬЯСОВ рассказал, что ежегодно государство намерено тратить на общественный транспорт Петропавловска около одного миллиарда тенге, сюда относятся субсидии на проезд для льготных категорий граждан и помощь в покупке новых автобусов.
- Сейчас ведется анализ пассажиропотока и рентабельности маршрутов, часть из которых будет оптимизирована - отменена или продлена с учетом пожелания горожан. Уберем дублирующие друг друга маршруты, - объяснил Ильясов.
Общественники Петропавловска поддержали проект чиновников об установлении дифференцированного тарифа в пассажирском транспорте, но высказали ряд претензий местным властям.
- Чем руководствовались, почему такой большой разрыв между наличным и безналичным расчетом - 50 тенге?! - возмутился член общественного совета Александр КАЗАНЦЕВ.
- Перевозчики настаивали на 205 тенге с человека при наличном расчете, этот тариф они предоставили с учетом их реальных затрат, мы эти данные не приняли, - ответил Бахыт Ильясов. - При расчете тарифа учитывали пример других городов. Только электронное билетирование покажет истинную картину и доходы перевозчиков. А если разница будет мизерная, люди просто не будут переходить на электронное билетирование. И все останется так, как было.
Сошлись на 130 тенге для взрослых и 65 тенге для детей при оплате не картой, а наличными.
Руководитель городского отдела экономики и бюджетного планирования Жанболат БАТЫРБЕКОВ отметил, что при внедрении электронного билетирования возрастет заработная плата водителей, что, опять же, увеличит поступления в бюджет за счет обязательных отчислений и налогов.
- На примере двух маршрутов мы подсчитали пассажиропоток и выяснили, что перевозчики в полтора раза занизили свои доходы, соответственно, их цена в 205 тенге явно завышена, - добавил Жанболат Батырбеков.
Однако пока местные власти не могут точно сказать, сколько зарабатывают перевозчики, и поэтому надеются получить реальную картину при внедрении электронного билетирования, которое покажет, кто из перевозчиков скрывал свои доходы и прибеднялся, а кто действительно нуждается в субсидировании из бюджета.
Член городского общественного совета Виктор БОНДАРЕНКО переживает за работоспособность ноу-хау. Он привел пример цифровизации в здравоохранении, когда сам смог попасть к врачу не с первого раза из-за сбоев в новом программном обеспечении. Но представители ЖКХ заверили, что предусмотрели это. Если оборудование не сработает или система даст сбой, проезд для пассажира, который не смог рассчитаться картой по техническим причинам, будет бесплатным.
Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Петропавловск