Лучшая защита
Министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, похоже, нанял хорошего пиарщика. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается после наезда МОН на Казахскую академию транспорта и коммуникаций.
На прошлой неделе пресс-служба Министерства образования и науки взорвала настоящую информационную бомбу, сообщив о лишении генеральной лицензии одного из старейших вузов страны - КазАТК имени Тынышпаева. Академия специализируется на подготовке специалистов в транспортной сфере и поставляет кадры в первую очередь на железную дорогу. Но, как установил комитет по обеспечению качества в сфере образования и науки, учебное заведение не обеспечено должным образом профессорско-преподавательским составом, необходимой литературой, базами производственной практики, а выпускники не могут устроиться на работу. В МОН даже сослались на рейтинг национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, где указано, что 60 процентов образовательных программ КазАТК не соответствуют ожиданиям работодателей.
Ну раз так, то действительно молодец Асхат Аймагамбетов - несмотря на свои 38 лет, не побоялся закрыть вуз, которому в следующем году исполнится 90 лет. Наконец-то кто-то взялся разгрести эти авгиевы конюшни!
Правда, версия министерства довольно быстро потускнела. Неожиданно на сцену вышел заместитель председателя правления “Атамекена” Олжас ОРДАБАЕВ, который на своей странице в Фейсбуке по сути уличил Минобр в клевете. По словам Ордабаева, в рейтинге нацпалаты у КазАТК совсем другие показатели - шесть специальностей вуза соответствуют ожиданиям работодателей, семь требуют доработок, а одна не соответствует. Откуда взялись 60 процентов в пресс-релизе министерства, большая загадка. Зампред “Атамекена” привел другую цифру: работу после окончания академии находят 75 процентов выпускников. По мнению Ордабаева, вуз закрывать нельзя, поскольку готовить специалистов в сфере транспорта просто некому.
Но в столице решили не сдаваться. В бой был брошен Рахман АЛШАНОВ, руководитель Ассоциации вузов Казахстана. 73-летний аксакал выступил в Службе центральных коммуникаций, где рассказал, что проблемы КазАТК связывали с управлением: дескать, слишком часто меняются ректоры, так быть не должно. То есть после того, как карта с “Атамекеном” была бита, на столе появился второй козырь.
Но с этим уже не согласилась академия, представители которой заявили, что практически все нарушения устранены, а оставшиеся будут ликвидированы со дня на день. Теперь разбирательства вокруг лишения лицензии перейдут из информационного пространства в зал суда, где решение комитета по обеспечению качества в сфере образования и науки будет оспорено. И там уже станет ясно, кто прав - учебное заведение или министерство. Это самый цивилизованный и правильный вариант. Не до конца понятно, зачем Министерство образования вдруг решило устраивать разборки с подведомственными организациями в информационном пространстве. Могли ведь спокойно разослать документы, без лишней шумихи и скандалов.
Именно поэтому накат на КазАТК выглядит как публичная порка. Мы готовы наказать кого угодно - хоть старейший вуз с 5 тысячами студентов, хоть шарашкину контору в маленьком провинциальном городке! И здесь можно только поаплодировать господину Аймагамбетову - он сделал сильный пиар-ход. По крайней мере, именно такое предположение возникает, если взглянуть на ситуацию со стороны.
Ни для кого не секрет, что Министерство образования и науки - один из самых критикуемых госорганов в последние годы. Пожалуй, сравниться с ним по негативу может разве что Минздрав - оба ведомства продемонстрировали полную неготовность к пандемии коронавируса плюс погрязли в коррупционных скандалах. Но если врачи борются с ковидом ежедневно на протяжении уже семи месяцев, то у МОН было целое лето, чтобы наладить обучение на удаленке.
К огромному сожалению, Аймагамбетов с этим не справился. Причем ему об этом прямо сказал глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ еще 10 июля, за полтора месяца до старта учебного года, но и этого времени министерству не хватило. Не из-за этого ли появилась идея публично отхлестать розгами отдельно взятое учебное заведение, чтобы слегка поправить свою репутацию или хотя бы снизить градус негатива? А про коррупционные дела в министерстве и провал с дистанционным обучением можно на время забыть.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы