Деньги есть! Но вы держитесь
Сплошными скандалами закончилось распределение государственных средств среди начинающих предпринимателей в Жамбылской области
В Год молодежи в Жамбылской области был объявлен конкурс на грантовое финансирование инновационных проектов. После его проведения ряд нарушений был выявлен сотрудниками облдепартамента Агентства по противодействию коррупции. Но больше всего нареканий на раздачу бесплатных слонов со стороны тех, кому эти государственные деньги предназначались.
В 2019 году тогдашний аким Жамбылской области Аскар МЫРЗАХМЕТОВ объявил, что молодым предпринимателям будет оказана поддержка в рамках конкурса инновационных проектов. По программе “Дорожная карта бизнеса-2020” были выделены государственные гранты до трех
миллионов тенге на проект на общую сумму 324 000 тенге. На конкурс были представлены 466 заявок от предпринимателей. А первые скандалы по поводу непрозрачной дележки денег начались еще до объявления победителей конкурса.
- Мы предложили, чтобы во время рассмотрения проектов и голосования присутствовали представители антикоррупционной службы или Zambyl adaldyq alany. Мы даже пригласили руководителя проектного офиса. Но его просто выгнали. Кроме того, некоторых членов комиссии не оповещали о том, что будет проводиться заседание, - говорит руководитель организации юридических лиц “Ассоциация молодежных организаций Жамбылской области”, член комиссии Исламбек ДАСТАН.
Единственным, кто тогда хоть как-то реагировал на жалобы, был заместитель председателя конкурсной комиссии, руководитель центра обслуживания инвесторов, проектного управления и цифровизации акимата Жамбылской области Дамир ЕГИЗБАЕВ.
- Было много интересных идей. Но, к сожалению, у нас был определенный бюджет, за пределы которого мы не могли выйти. Поэтому профинансированы те проекты, которые набрали наибольшее количество голосов членов комиссии при защите, - сказал он на брифинге, который был организован по окончании конкурса.
К конкурсу допускались только те, у кого на счету было 300 000 тенге. Это обязательное условие. Поэтому некоторые участники влезали в долги и брали кредиты.
- В конкурсе мы участвовали вместе с сестрой. На мой проект наскребли деньги, а сестре не смогли, поэтому пришлось взять кредит. Ни она, ни я грант не получили. Зато теперь выплачиваем кредит, - сказал один из участников конкурса, пожелавший не афишировать свои данные.
В областном управлении предпринимательства тогда говорили, что по условиям программы каждый участник должен был финансировать хотя бы 10 процентов своего проекта.
Кстати, председателем комиссии тогда был руководитель региональной палаты предпринимателей “Атамекен” Олжас КАРЖАУОВ, который ныне возглавляет социально-предпринимательскую корпорацию “Тараз”. Многих конкурсантов возмутило то, что в конкурсе принимали участие и сотрудники палаты предпринимателей. Каржауов тогда отметил, что это не запрещено правилами конкурса.
- Хорошо, это не запрещено. Но морально-этические нормы должны же соблюдаться! Любой руководитель поддержит своего сотрудника. Как, впрочем, это и получилось по итогам конкурса, - считает известный жамбылский общественник Мамыр АСАТУЛЛАЕВ.
Конкурс состоялся год назад. Но до сих пор получить список победителей не могут даже члены комиссии. По словам Асатуллаева, к нему в руки попал список победителей по Таразу. Среди них были десять сотрудников палаты предпринимателей. Хотя изначально сообщалось, что в конкурсе принимают участие всего шесть атамекенцев. Когда начался шум, крайним сделали сотрудника городского отдела предпринимательства и уволили за утечку информации, которую предоставило само управление предпринимательства отделам.
Точное количество проектов, которые профинансировало управление предпринимательства, до сих пор неизвестно. Цифры варьируются от 116 до 158. Антикор же выявил, что в журнале учета по предоставлению грантов, который ведет управление, зарегистрированы 144 заявки из 466.
- Выборочное изучение протоколов указало на факты оказания предпочтения отдельным участникам конкурса и на необоснованные отказы другим. Так, бизнес-проект ИП “Тұңғышбай” был одобрен, несмотря на то что семь из тринадцати, то есть большинство, членов комиссии не одобрили его идею. Аналогично решения конкурсной комиссии по бизнес-проектам ТОО Aitora и ИП “қадірман” были положительными, несмотря на то что большинство членов были против. Кроме того, выявлены и неоднократные факты отказов в предоставлении грантов, тогда как большинство членов комиссии дали одобрение, - говорит заместитель руководителя областного департамента по противодействию коррупции Равиль ТУЛЕБАЕВ.
Сотрудники антикора вместе с работниками управления осуществили выборочные выезды по пяти бизнес-проектам. В результате выявлено, что ИП Energy, получивший 1,5 миллиона тенге, ничего не делает. Причиной предприниматель назвал пандемию. Хотя деньги ему были перечислены в августе прошлого года. А в ноябре он уже должен был купить необходимое оборудование, но не купил.
Мы запросили список нереализованных проектов в региональном филиале фонда поддержки предпринимательства “Даму”, который ведет мониторинг. Аналогичный список мы запросили и в управлении предпринимательства. Так как они оказались разными, мы решили обзвонить всех, кто в них был указан.
Несмотря на то что ИП “Даулет” из Таласского района значится в списке недобросовестных участников, проект вегетативной теплицы он реализовал. В так называемый черный список предприниматель попал из-за того, что вовремя не предоставил отчет. Но у него есть этому объяснение.
- Деньги нам были перечислены позже обещанного срока. Поэтому затянулось и строительство теплицы. Соответственно, отчитываться было не о чем. Мы просили три миллиона, нам одобрили два. Еще два вложили сами. Вместе с первым урожаем мы получили и первый опыт. Теперь планируем отказаться от томатов, а выращивать только огурцы и тестируем производство клубники на гидропонике, - рассказал предприниматель Самат РАТБЕКОВ.
Вполне инновационный проект для района, где растениеводство не является приоритетной сферой. Однако такого не скажешь о таразском предпринимателе Шерхане РАХЫМБЕРДИЕВЕ, который, получив два миллиона на производство оконных защитных сеток, предотвращающих выпадение детей, занимается сборкой и установкой пластиковых окон.
- Именно этот проект мы поддержали потому, что в прошлом году в новостях часто мелькала информация о том, что дети выпадали из окон. Тогда мы сочли его актуальным и практически единогласно проголосовали, - говорит член комиссии, общественник Бауыржан МУРБЕКОВ.
Однако есть и те, кто вернул деньги государству.
- Для запуска производства профнастила, по нашим подсчетам, требовалось три миллиона. Пока прошел конкурс и нам перечислили деньги, все подорожало вдвое. Поэтому мы вернули деньги, - говорит руководитель ИП “Аслан” Еламан ДАБЫЛУЛЫ из Жуалынского района.
Многие предприниматели числятся в списке тех, кто не выполнил свои обязательства по программе. В управлении предпринимательства сообщили, что в настоящий момент готовятся исковые заявления в их отношении.
Тем временем на днях подвели итоги аналогичного конкурса, который прошел в этом году. Конечно, еще рано давать ему оценку, но уже есть те, кто сомневается в его результатах.
- Например, на конкурс принимались заявки, не попадающие в приоритетный сектор экономики. А это один из важных критериев. Кроме этого тех, кому было отказано, должны были уведомить в письменном виде с указанием причины отказа. Без этого документа предприниматели не смогут обжаловать решение комиссии или обратиться в суд. Это ущемление прав предпринимателей. Ну и самое главное - заседания комиссии проводятся в Таразе, члены комиссии тоже оттуда. Поэтому возникает вопрос, как они узнают, что именно нужно нашему Шускому району, какие у нас есть производства, - делится своими сомнениями общественный деятель Ержан КАРШИГАБЕКОВ из Шуского района.
Как и в прошлом году, узнать, кто именно стал счастливым обладателем грантов, опять невозможно. Эту информацию почему-то скрывают в управлении предпринимательства. Наверное, ситуация мало отличается от прошлогодней, раз дележку бюджетных денег опять засекретили.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, фото из личного архива спикеров, Тараз