Американская мечта
Почему бывший министр образования и науки Ерлан Сагадиев так страстно желает попасть в США, а антикоррупционная служба не хочет выпускать его из страны?
На прошлой неделе столичный адвокат Аким АДАЙ (между прочим, бывший прокурор Кызылорды) выложил в Фейсбуке постановление следственного судьи Талгата АКШАБАЕВА, в котором шла речь о незаконных действиях следователя антикоррупционной службы. Как следует из документа, борцы с коррупцией расследуют дело о злоупотреблении неких должностных лиц Министерства образования и науки, в связи с чем в качестве свидетеля привлекают бывшего главу ведомства Ерлана Сагадиева.
Несмотря на то что экс-министр уже ответил на все поставленные следствием вопросы, ему запрещено покидать пределы Казахстана. Именно поэтому адвокат Адай и пошел в следственный суд, чтобы отменить ограничение на пересечение государственной границы господином Сагадиевым, тем более что бывшему чиновнику очень срочно нужно попасть на учебу в США. Следственный судья Акшабаев согласился с требованиями защиты и обязал антикоррупционную службу направить в погранслужбу документ, в котором будет четко указано, что Ерлану Кенжегалиевичу разрешено покинуть Казахстан. А то ведь есть риск, что 54-летнему студенту снизят оценки за прогулы или, не дай бог, он вообще останется без диплома. Ведь у экс-министра Сагадиева нет никакой другой весомой причины уехать куда-нибудь подальше от Казахстана.
Разумеется, Ерлана Сагадиева можно только похвалить за стремление к новым знаниям. Говорят же, что учиться никогда не поздно. Но все же упорство, с которым Ерлан Кенжегалиевич пытается покинуть родину, даже обращаясь для этого в суд, привлекая внимание общественности к своей проблеме с помощью соцсетей, заставляет задуматься: не пытается ли бывший министр сбежать подальше от правоохранительных органов республики?
Ведь еще в июле председатель АПК Алик ШПЕКБАЕВ заявлял, что его подчиненные расследуют дела, связанные с пропажей денег, выделенных на цифровизацию, и речь шла как раз о Министерстве образования и Министерстве цифрового развития. Правда, никаких конкретных фамилий тогда не прозвучало, но через некоторое время КазТАГ сообщил, что одного из вице-министров МОН подозревают в хищении пяти миллиардов тенге. Ну а где заместитель, там и первый руководитель. Сегодня свидетель, а завтра уже и подозреваемый. У любого в такой ситуации появится желание срочно обзавестись дипломом Кембриджа или Оксфорда.
Тем более выделенные на цифровизацию деньги ищут очень активно. Помимо антикора этим занимается и комитет финансового мониторинга Минфина, уже отправивший в СИЗО вице-министра здравоохранения Олжаса АБИШЕВА, отвечавшего в ведомстве как раз за новые технологии. Ну и, по нашей информации, еще в августе запрос на предоставление журналов серверов информационных систем облачного документооборота, облачного ЭЦП и Kundelik направил комитет внутреннего государственного аудита. Получается, КВГА тоже пытается разобраться, действительно ли внедренные системы стоят тех денег, которые за них заплатили. А электронный дневник как раз относится к Министерству образования…
Возможно, есть еще одна причина для скорейшего получения господином Сагадиевым образования в США. На прошлой неделе в Алматы был оглашен приговор бывшему ректору Международного университета информационных технологий Дамиру ШЫНЫБЕКОВУ и главному бухгалтеру вуза Жанайым СПАБЕКОВОЙ. Оба получили по восемь лет лишения свободы с конфискацией имущества за хищение 1,7 миллиарда тенге. Но при чем тут Сагадиев, спросите вы.
Во-первых, МУИТ - это в некотором роде семейный бизнес Сагадиевых. У истоков создания университета стоял Кенжегали САГАДИЕВ, отец бывшего министра, вплоть до своей кончины остававшийся почетным президентом МУИТ. Сам же Ерлан Кенжегалиевич возглавлял вуз с 2009 по 2012 год, пока у него не появились перспективы на госслужбе.
А во-вторых, у АО “Международный университет информационных технологий” одним из акционеров является ТОО “Университет международного бизнеса”, у которого девять учредителей, причем семеро носят фамилию Сагадиев, а у четверых из них отчество Ерланович. В общем, МУИТ для Ерлана Кенжегалиевича не чужая организация.
И вдруг выяснилось, что в стенах университета пропало 1,7 миллиарда. Искала эти огромные деньжища следственно-оперативная группа Комитета нацбезопасности, добывшая убедительные доказательства, что к исчезновению средств имеют самое непосредственное отношение ректор и главбух, что и подтвердил вынесенный приговор. Но где вуз взял такие деньги?
Как выяснилось в ходе расследования, в университете проводили служебную проверку по выплатам стипендий. Оказалось, что право на получение стипендий есть только у тех студентов, кто поступил на государственный грант и учится на “4” и “5”, при этом деньги им платит государство. Аудит показал, что в период с 2016-го по ноябрь 2018 года Министерство образования перечислило на счета МУИТ значительно больше денег, чем требовалось. Разница между выплаченными стипендиями и полученными средствами превысила миллиард тенге! При этом представитель МОН, допрошенный в суде, заявил весьма конкретно: не могут все студенты учиться на хорошо и отлично! Соответственно, это должно было вызвать подозрение у руководства министерства.
Кроме того, стало известно, что за 2016-2017 годы отсутствуют акты сверки между Министерством образования и АО “МУИТ”. Проще говоря, документы, регламентирующие двухлетние отношения заказчика и исполнителя, куда-то исчезли. Остается лишь добавить, что министром образования и науки в этот период как раз трудился Ерлан Сагадиев, а группа его родственников является совладельцами вуза…
И в некотором роде, мне кажется, даже странно, что Ерлану Кенжегалиевичу не нашлось места на скамье подсудимых рядом с ректором и главбухом МУИТ. Видимо, ему улыбнулась удача. Поэтому неудивительно, что господину Сагадиеву именно сейчас потребовался новый диплом, причем обязательно американский. Ведь во второй раз может уже не повезти.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы