2420

Право на свои права

В Казахстане хотят улучшить защиту прав потребителей. И начать планируется с госорганов, которые должны стать более чуткими к жалобам.

Право на свои права

Как отметил на заседании кабмина министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ, степень неудовлетворенности отечественных потребителей остается стабильно высокой. И жалобы из года в год касаются все тех же сфер - ЖКХ, розничная торговля, медицинские услуги, транспорт. При этом в 2017 году в госорганы поступило 23 тысячи обращений о нарушении потребительских прав, в 2018-м - более 21 тысячи, в 2019-м - почти 30 тысяч. Цифры по нынешнему году сформируются к концу осени.

Султанов утверждает, что госор­ганы совсем не заинтересованы защищать интересы потребителей:

- В государственную систему защиты прав потребителей входят 19 центральных и 17 местных исполнительных органов. Согласно реестру госорганы совместно с субъектами квазигосударственного сектора в сфере образования, здравоохранения, ветеринарии, ЖКХ, связи и другими оказывают физическим лицам 574 услуги. При этом ни у одного участника системы нет фокуса на интересы потребителей! Поэтому отмечается низкий уровень защиты потребителей, искаженная статистика и слабая заинтересованность работы над повторяющимися ошибками.

Глава Минторга выдвинул семь инициатив, реализация которых, по его мнению, позволит принципиально изменить положение.

- Во-первых, предлагаю рассмотреть возможность объединения всех общественных организаций потребителей для создания Национальной ассоциации потребителей с широко разветвленной системой представительств в регионах. Во-вторых, создать институт омбудсмена на базе неправительственных организаций.

Кроме того, Султанов предложил при разработке нормативно-правовых актов обязательно проводить анализ воздействия на интересы потребителей. В-четвертых, включить общественные объединения в сфере защиты прав потребителей в состав консультативно-совещательных органов при министерствах и акиматах.

- В-пятых, предлагаем внедрить в показатель оценки деятельности госорганов, местных исполнительных органов и квазигосударственных организаций уровень удовлетворенности и доверия к их работе со стороны потребителей. В-шестых, запустить курс бесплатных онлайн-лекций для потребителей и бизнеса об инструментах системы защиты прав потребителей, - продолжил министр.

Седьмое предложение - принять свод правил добровольной деловой практики и нормы в типовые договоры для государственных и частных организаций, учитывающие интересы и права потребителей в полном объеме.

Султанов отметил, что при поддержке этих новелл его ведомство готово подготовить изменения в законодательство в кратчайшие сроки.

Премьеру Аскару МАМИНУ понравились все эти инициативы:

- Поддерживаю предложение о необходимости создания объединения общественных организаций в сфере защиты прав потребителей. Эту работу нужно завершить до конца года. А Министерству торговли и НПП “Атамекен” поручаю проработать вопрос введения института омбудсмена по защите прав потребителей на базе неправительственных организаций. В целом поручаю Министерству торговли совместно с заинтересованными организациями разработать и внести до 1 ноября соответствующий план мероприятий для построения целостной системы защиты прав потребителей.

По словам главы кабмина, эта тема затрагивает интересы абсолютно всех казахстанцев, потому что все они являются потребителями. По данным Минторговли, в стране ежедневно совершается более 6 млн приобретений товаров и услуг. Основная доля приходится на продукты питания, лекарства, бытовые товары, операции с движимым и недвижимым имуществом, рекреационные услуги.

Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта inbusiness.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть