4730

Казахстан в новой реальности

Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ выступил 1 сентября в парламенте с посланием народу страны. Мы внимательно проштудировали этот важнейший документ и выделили, на наш взгляд, основные его положения, которые должны быть интересны большинству казахстанцев.

Казахстан в новой реальности

Прежде всего президент затронул вопросы государственного управления, подчеркнув, что реформы в этой сфере следует проводить системно. Будут изменены подходы к госуправлению, кадровой политике, системе принятия решений и ответственности за их выполнение.

- В условиях пандемии и кризиса действующая система госуправления работает на максимальных оборотах. Решение оперативных задач отнимает время и ресурсы. Но ни в коем случае нельзя выпускать из виду дальний горизонт. Поэтому мною принято решение создать Агентство по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением президенту. Подобный орган ранее существовал и успешно выполнял возложенные на него задачи. Теперь он вновь станет центральным звеном всей системы государственного планирования. Разрабатываемые агентством реформы должны быть конкретными, реалистичными и, самое главное, обязательными к исполнению всеми госорганами.

Создается Высший президентский совет по реформам, решения которого станут окончательными.

Для большей объективности оценки быстро меняющейся ситуации в состав агентства переводится комитет по статистике.

Президент считает неправильным, что в системе госпланирования главным планировщиком, исполнителем и оценщиком выступает госаппарат.

- Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам.

Пандемия и перевод большинства сотрудников государственных органов на режим удаленной работы показали, что госаппарат можно и нужно сокращать.

Поручаю ускорить сроки сокращения госаппарата и работников квазигоссектора. В этом году следует сократить их на 10%, а в следующем году еще на 15%. Таким образом, задачу сокращения чиновников на 25% мы решим уже в 2021 году. В зависимости от результатов и с учетом цифровизации примем решение и о дальнейшем сокращении. За счет сэкономленных средств будет повышена заработная плата оставшихся работников.

Низкооплачиваемая государственная служба обходится обществу слишком дорого. Недопонимание этого вопроса ведет к отрицательной селекции, потере компетенций, инициативы и, самое главное, к коррупции. Поэтому с 1 июля 2021 года следует внедрить факторно-балльную шкалу. Это приведет к усилению ответственности и мотивации госслужащих.

По мнению Токаева, “госслужба не должна превращаться в закрытую касту”. Но в то же время важно обеспечить преемственность и институциональную память, не допуская падения профессиональных и этических требований.

- Здесь хотелось бы остановиться на вопросе об институте ответственных секретарей. При введении данного института предполагалось, что их несменяемость освободит министров от административно-кадровой работы, обеспечит стабильность аппарата. На деле этого не произошло. Более того, нередки случаи отсутствия взаимопонимания между министрами и ответсекретарями. В результате страдает общее дело.

Спрос должен быть с одного человека - министра, назначаемого президентом. Поэтому институт ответственных секретарей следует упразднить, их обязанности возложить на руководителей аппаратов министерств.

Для реализации вышеуказанных предложений президент поручил принять пакет поправок в законодательство о госслужбе до конца года.

Касаясь вопросов экономики, глава государства подчеркнул, что новый экономический курс страны должен базироваться на семи основных принципах.

1. Справедливое распределение благ и обязанностей.

2. Ведущая роль частного предпринимательства.

3. Честная конкуренция, открытие рынков для нового поколения предпринимателей.

4. Рост производительности, повышение сложности и технологичности экономики.

5. Развитие человеческого капитала, инвестиции в образование нового типа.

6. “Озеленение” экономики, охрана окружающей среды.

7. Принятие государством обоснованных решений и ответственность за них перед обществом.

В порядке дополнительной помощи малому и среднему бизнесу глава государства поручил обеспечить государственное субсидирование процентных ставок до 6% годовых по всем действующим кредитам МСБ в пострадавших от кризиса и пандемии КВИ секторах экономики.

- Субсидирование покроет период 12 месяцев, начиная с момента объявления режима ЧП, то есть с 16 марта текущего года.

Национальный банк осуществляет специальную программу пополнения оборотных средств для МСБ в наиболее пострадавших секторах. Ранее предполагалось, что она завершит свое действие в этом году. В текущих кризисных условиях поручаю продлить действие данной программы до конца 2021 года, а также расширить ее охват. На эти цели следует предусмотреть дополнительно 200 миллиардов тенге, доведя общий объем программы до 800 миллиардов тенге. Также поручаю приостановить до конца года начисление платы за аренду для МСБ по объектам недвижимости, принадлежащим госорганам и квазигоссектору.

По словам Токаева, сейчас важно снизить нагрузку на фонд оплаты труда для МСБ в наиболее пострадавших отраслях.

- По данной категории бизнеса поручаю отменить отчисления с оплаты труда во внебюджетные фонды на срок до конца года.

Главным результатом работы по развитию МСБ должно стать увеличение к 2025 году его доли в ВВП до 35%, а числа занятых - до 4 миллионов человек.

Токаев считает, что необходимо повысить доверие к денежно-кредитной политике. Поэтому принято решение создать в структуре Нацбанка комитет по денежно-кредитной политике. В его состав войдут и независимые члены.

- Коль скоро мы говорим о важности справедливого перераспределения национального дохода, то следует разработать такую же налоговую политику, понятную для всех граждан страны. Сегодня взимается около 40 различных налогов и сборов, администрирование усложнено и носит ярко выраженный принудительный характер. Поручаю правительству совместно с Нацпалатой “Атамекен” с привлечением депутатского корпуса провести ревизию Налогового кодекса и подзаконных актов. Цель - кардинальное упрощение исполнения налоговых обязательств и минимизация количества налогов и платежей.

В секторе МСБ считаю возможным дать право предпринимателям, работающим в наиболее пострадавших от пандемии секторах, уплачивать розничный налог с оборота.

Исходя из того, что, “по экспертным оценкам, в тени находится около трети ВВП страны - огромный потенциал для повышения доходов бюджета”, а “коррупция подпитывается именно теневой экономикой”, глава государства поручил переориентировать деятельность Службы экономических расследований Министерства финансов в основном на борьбу с теневой экономикой.

По его мнению, госорганам следует предоставить бюджетную самостоятельность. Это позволит оперативно решать задачи и уйти от коллективной безответственности и волокиты.

- Однако должен быть ужесточен и спрос. С этой целью поручаю усилить функционал Счетного комитета. Во избежание конфликта интересов следует предусмотреть отдельный порядок его финансирования через профильные комитеты парламента, а не через Республиканскую бюджетную комиссию при правительстве.

Президент полагает, что нужен сильный и независимый орган по защите и развитию конкуренции, в связи с чем поручил создать Агентство по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением президенту.

- Важную роль в развитии равноправной конкуренции играет разгосударствление экономики. В собственности у центральных госорганов, акиматов и холдингов все еще находится порядка семи тысяч несоциальных объектов.

Большой блок в послании президента посвящен социальному благополучию граждан.

- Социальное благополучие граждан неразрывно связано прежде всего с жилищным вопросом. В рыночных условиях доступность жилья для граждан основана на наличии доходов и способности самостоятельно решать эту задачу. В рамках моего поручения был проработан вопрос использования населением части своих пенсионных накоплений. Это особенно актуально сейчас.

Уже в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям. Поручаю правительству совместно с Национальным банком до конца текущего года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу.

Данная реформа станет также действенным инструментом “обеления” трудовых отношений, создания стимулов для участия в пенсионной системе.

Гражданам с доходами, недостаточными для самостоятельного решения жилищных вопросов, будет оказываться эффективная социальная поддержка.

С этого года начала работать программа “5-10-25”. Выделено 390 миллиардов тенге. Реализация данной программы должна постоянно находиться под контролем правительства.

Жилищные проблемы очередников нужно решать более оперативно. Сейчас акиматы самостоятельно строят для них арендное жилье. Из-за бюджетных и закупочных процедур на это уходит длительное время. Назрела необходимость внесения изменений в эту схему. Средства следует направлять не только на строительство, но и на субсидирование арендной платы. В первый же год охват данной мерой увеличится в 10 раз, более 100 тысяч семей получат конкретную помощь.

Упорядочить эту работу я поручил Отбасы банку, создаваемому на базе Жилстройсбербанка. Руководство банка несет персональную ответственность за этот вопрос.

Медленно реализуется программа “Нђрлы жер” в части строительства индивидуального жилья. Это в основном связано с низкими темпами обустройства территорий, так как по законодательству земли могут предоставляться только при наличии водо- и электроснабжения. Дом на земле - это не только жилье, он может стать экономическим подспорьем для граждан с низкими доходами, особенно для многодетных семей.

Правительство и акиматы обязаны ускорить обеспечение коммуникациями участков под социальные частные дома, в том числе через государственно-частное партнерство. Прошу депутатов взять “под крыло” решение этой важной проблемы.

Предмет серьезной обеспокоенности общества - семейно-демографическая ситуация, отметил президент.

- К сожалению, каждая шестая семья в Казахстане не может иметь детей. Соцопросы показывают, что около 20% казахстанцев считают это весомым основанием для развода. Прогнозы ООН в отношении роста населения Казахстана в сравнении с нашими соседями по Центральной Азии неутешительные. Поручаю правительству запустить с 2021 года специальную программу “Ањсаѓан сѕби”. Надо увеличить количество квот по программам ЭКО до 7 тысяч, то есть в 7 раз.

Особое внимание, отметил Токаев, нужно уделить вопросам безопасности и охраны прав детей.

- Мы значительно ужесточили уголовную ответственность за действия сексуального характера в отношении несовершеннолетних. Но проблема остается острой. Такие преступники заслуживают более сурового наказания, без права на помилование и досрочное освобождение. Они должны содержаться в учреждениях максимальной безопасности. Каждое подобное дело должно быть на особом контроле органов прокуратуры. Бездействие или халатное отношение со стороны социальных и правоохранительных органов будет строжайше наказываться.

В целом необходима новая парадигма социальной политики, считает президент.

- Сфера социального обеспечения регулируется 17 законами и десятками подзаконных актов. Это привело к сложности и разрозненности регулирования. Результат - размытость ответственности государства, непонимание гражданами собственных прав. Поручаю правительству приступить к разработке Социального кодекса страны. Следует принять меры по цифровизации социальных платежей. Для этого нужно внедрить цифровой “социальный кошелек” гражданина, а также создать соответствующую товаропроводящую систему.

Говоря о необходимости качественного образования для подрастающего поколения, глава государства отметил:

- Нам нужно решить проблему всестороннего развития ребенка до поступления в школу. Ставлю задачу к 2025 году обеспечить 100-процентный охват детей до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением. Строительством только государственных детских садов эту задачу не решить. Нужно привлечь частный бизнес, найти новые формы поддержки, включая ваучерный механизм финансирования. Родители смогут выбрать любой детский сад или школу, расплатиться там ваучером от государства.

Специалисты обоснованно утверждают, что государственная поддержка только одаренных школьников может усилить социальную дистанцию между детьми. Это недопустимо. В связи с этим государство поддержит так называемые “обычные” школы. Это также поможет преодолеть разрыв между городом и селом в сфере образования.

В целях повышения уровня грамотности граждан, их цифровых знаний президент поручил правительству разработать Концепцию непрерывного образования:

- В этом документе нужно преду­смотреть активное внедрение альтернативных вариантов неформального образования, признание результатов самостоятельного обу­чения, сертификацию профессиональных навыков.

Вместе с тем, заявил глава государства, “необходимо обратить самое серьезное внимание на спортивный, творческий потенциал подрастающего поколения”.

- В условиях дефицита финансовых средств нет смысла содержать профессиональные спортивные клубы полностью за государственный счет. Миллиарды тенге из бюджета государства и квазигоскомпаний расходуются неэффективно. Приоритет нужно отдать массовому спорту, физкультуре и, конечно, детям. В каждой области, крупных районных центрах следует открыть спортивные секции.

Затрагивая вопросы системы здравоохранения, президент отметил, что “важность профессии врача должна подкрепляться и материально”.

- Поручаю при ближайшем уточнении бюджета выделить 150 миллиардов тенге на выплату стимулирующих надбавок медицинским работникам за второе полугодие. Мы делаем это сейчас, в период кризиса, мы должны делать это и на системной основе.

Правительству предстоит кардинально пересмотреть подходы к организации первичной медицинской помощи. Она должна стать более мобильной и доступной широкому кругу населения, в том числе сельчанам.

- Следует принять меры по возрождению транспортной медицины для отдаленных регионов. Чтобы создать эффективное сельское здравоохранение в течение трех лет, понадобится обеспечить все сельские населенные пункты фельдшерско-акушерскими пунк­тами и врачебными амбулаториями.

Пандемия остро поставила вопрос о подготовке докторов редких специальностей: эпидемиологов, инфекционистов, реаниматологов, пульмонологов, кардиологов. Поручаю правительству составить долгосрочный (может быть, на 10 лет) прогноз обеспечения кадрами медицинских учреждений.

Меры по дальнейшему развитию национального здравоохранения позволят полностью оснастить необходимым оборудованием все медицинские организации, на 50% обновить коечный фонд, заменить устаревшую инфраструктуру, довести ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет.

Отдельно глава государства остановился на деятельности правоохранительных и судебных органов, на вопросах защиты прав граждан.

- В работе правоохранительной системы в силу инерции прошлого по-прежнему преобладает обвинительный уклон. Нередки случаи, когда граждане необоснованно вовлекаются в орбиту уголовного преследования.

Оперативные сотрудники, выявляющие преступления, и следователи, принимающие процессуальные решения, работают в подчинении у одних и тех же начальников, для которых главной задачей является раскрытие преступления и направление дела в суд. Но права и свободы граждан не должны страдать в угоду показателям.

Что касается прокурорского надзора, то он носит запоздалый характер. Прокуроры знакомятся с обстоятельствами дел только перед направлением в суд.

Следует модернизировать уголовную сферу по примеру развитых стран ОЭСР. Нам нужна модель, обеспечивающая своевременную защиту прав граждан и отвечающая высоким международным стандартам.

Считаю необходимым внедрить в Казахстане трехзвенную модель с четким разделением полномочий.

Полиция должна выявлять преступления, устанавливать причастных лиц, собирать и закреп­лять улики.

Прокурор обязан давать независимую оценку собранным доказательствам, пресекать нарушения прав граждан, не допускать вовлечения добросовестных граждан в уголовный процесс, поддерживать обвинение в суде.

Суд будет рассматривать жалобы на действия органов и выносить окончательный вердикт по делу.

Такой подход укрепит систему сдержек и противовесов, создаст на каждом этапе эффективные фильтры.

По уголовным делам уже с 2021 года следует законодательно возложить на прокурора обязанность согласования ключевых процессуальных решений, затрагивающих права и свободы человека.

Решения, касающиеся применения законодательства, зачастую принимаются без надлежащего анализа и прогнозирования, исходя из удобства правоприменителей. Поэтому предстоит выработать новые понятия “административного” и “уголовного” правонарушений. Обществу и юридической общественности станет понятной логика установления наказания за правонарушения.

Структуру Министерства внутренних дел требуется пересмотреть, освободив его от непрофильных функций, что повысит эффективность работы этого важного ведомства.

Учитывая, что мы вступили в эпоху природных и техногенных катастроф, полагаю необходимым воссоздать Министерство по чрезвычайным ситуациям.

Важный критерий правового государства, сказал далее глава государства, беспристрастное и справедливое правосудие. В этой связи он отметил:

- Судебная система не может быть замкнутой корпорацией. Высшему судебному совету и Верховному суду следует активизировать работу по привлечению к отправлению правосудия новых профессиональных кадров. Отбор судей должен сопровождаться освещением в СМИ, чтобы общество знало, за какие заслуги те или иные кандидаты были приняты на работу.

При администрации президента, сообщил Токаев, “создается представительная комиссия по реформе правоохранительной и судебной системы”.

Критически важно принять новые меры по защите прав человека, продолжил глава государства:

- Пришло время принять законодательные меры по защите граждан, особенно детей, от кибербуллинга. Нужно усилить и другие меры по защите прав детей, в частности присоединиться к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся процедуры сообщений.

По мнению Токаева, актуальным остается и вопрос совершенствования национального законодательства по борьбе с пытками:

- Этот документ, устанавливающий уголовную ответственность за пытки, нужно привести в соответствие с положениями Международной конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных действий.

В нашей повестке дня находится и борьба с торговлей людьми. Здесь Казахстан в глазах международного сообщества выглядит неважно.

Коснулся президент в своем послании и вопросов цифровизации:

- Мы видим, с какими проблемами сталкиваются люди при назначении пенсий и пособий. Ворох бумаг, хождение по мукам. Необходимо полностью оцифровать эти процессы. “Бегать” должны “данные”, а не люди. Нужно стремиться к отказу от использования бумаги в межведомственном взаимодействии и при общении с гражданами.

Поручаю до конца года отменить наиболее востребованные справки и бумажные подтверждения, обеспечить цифровое подтверждение информации. Положительная практика уже имеется по адресной, имущественной и другим подобным справкам. Удостоверения личности, дипломы, права должны приниматься госорганами в электронном виде.

Для упрощения взаимодействия населения с электронными сервисами следует широко применять биометрию на уровне государственных услуг и в частном бизнесе.

- Мы приняли законы, позволяющие Казахстану стать одним из международных хабов по обработке и хранению “данных”. Только за прошлый год в цифровой майнинг было привлечено более 80 миллиардов тенге инвестиций. Но останавливаться на этом нельзя, следует привлекать в страну мировых цифровых гигантов. Иначе это сделают другие государства. В течение пяти лет нужно довести объем инвестиций в эту отрасль до 500 миллиардов тенге, - поставил задачу глава государтства.

Необходимо усилить финансовые возможности местного самоуправления, полагает президент.

- Для этого предстоит расширить имущественные права и увеличить доходы бюджетов сельских округов. Это должно стать следующим этапом развития “бюджетов народного участия”.

До 1 декабря текущего года правительство разработает нормативную базу и механизмы решения этой важной проблемы.

- Следить за оптимальным расходованием местных ресурсов призваны представительные органы - маслихаты. Но их мнение зачастую игнорируется. Это уже политический анахронизм, - подчеркнул Токаев. - Полагаю возможным наделить маслихаты функцией сбора подписей и составления петиций по развитию региона или местным проблемам, которые не находят своего решения порой десятилетиями.

Следует также усилить ревизионные комиссии маслихатов. Поручаю правительству и Счетному комитету подготовить пакет соответствующих поправок в законодательство.

Нужно внедрить обязательные онлайн-трансляции заседаний маслихатов. Дискуссии народных избранников, их общественно-политический облик не должны быть “тайной за семью печатями” для общества.

Предлагается поэтапно разграничить полномочия органов местного государственного управления и местного самоуправления.

Необходимо повысить статус органов местного самоуправления - сходов и собраний. Их мнение относительно актуальных проблем на местах должно учитываться районными маслихатами для принятия конкретных решений.

Отдельно остановился президент на вопросе самоуправления в городах:

- Запущена реформа по внедрению института объединений собственников имущества (ОСИ). Принят соответствующий закон, все многоквартирные комплексы поэтапно перейдут на эту форму управления. Реформа призвана наладить учет мнений жильцов по управлению собственностью, подотчетности при расходовании средств на содержание и ремонт. Правительство и акимы должны обеспечить реализацию этой важной реформы. Ведь ОСИ, по сути, базовый элемент института самоорганизации и самоуправления.

Пришло время, полагает Токаев, разработать новую концепцию развития местного самоуправления. Парламент на ее базе примет пакет соответствующих законов.

- Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций. Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта.

В своем послании глава государства затронул и много других актуальных тем, касающихся развития территорий и регионов страны, промышленности, сельского хозяйства, а также вопросов модернизации сознания, современных течений и трендов. В последующих публикациях мы постараемся раскрыть все эти темы.

Фото с сайта akorda.kz

Поделиться
Класснуть