5387

После нас хоть потоп

Похоже, так думают некоторые светлые головы в градостроительстве, причем в буквальном смысле слова. Строить жилые дома и другие объекты на территории осушенного озера с не­устойчивым грунтом - это огромный риск для будущих жителей. При этом своего дома лишатся более 130 видов птиц, облюбовавших Талдыколь, а столица лишится чистого воздуха - одного из главных козырей, которым руководствовался Нурсултан НАЗАРБАЕВ, когда переносил столицу из Алматы в Целиноград.

После нас хоть потоп

Пока весь мир, в том числе Казахстан, бурно обсуждает главную тему последних нескольких месяцев - пандемию коронавируса, градсовет столицы тихо выносит решение о строительстве на Большом Талдыколе природного парка, на Малом - жилых домов и ряда объектов социальной инфраструктуры. На первый взгляд отличная идея. С точки зрения архитекторов - да, с точки зрения экологов - это безумие. Ведь озера - это взаимно сообщающиеся сосуды. Засыпаете в одном месте, перекрывается в другом. Свое беспокойство по данному вопросу выразили участники прямого эфира, прошедшего под эгидой Ассоциации практикующих экологов.

- Казахстан присоединился к международной конвенции по защите водно-болотных угодий. Хотя они занимают всего 6 процентов территории земли, их роль огромна. Они накапливают и хранят пресную воду, регулируют стоки. Это огромное хранилище углеродов, в два раза больше, чем хранят деревья. Они увлажняют климат, что очень актуально для Центральной Азии и нашей столицы, - говорит ученый, член исследовательской группы Назарбаев Университета Вероника ДАШКОВА. - Таким образом, градсовет фактически перечеркивает решение, подписанное главой государства, и взятые на себя обязательства.

Некоторые горожане поддерживают решение властей об осушении озер, потому что предполагают, что они являются источником неприятного запаха. На самом деле никакого запаха от них нет. Все это “заслуга” властей, которые с 60-х годов прошлого века и до 2012 года сбрасывали сюда нечистоты. Затем акимат разрешил вывозить снег во время небывалых осадков. Вместе со снегом сюда привезли горы мусора и различных отходов.

Руслан УРАЗАЛИЕВ, научный сотрудник Казахстанской ассоциации сохранения биоразно­образия (АСБК):

- На мой взгляд, эта территория рискованная для строительства. Неустойчивый грунт, близкое залегание грунтовых вод сделают проект очень дорогим. Но даже это не гарантия того, что происходило в соседних дворах, когда весной они плыли. Если засыпать в одном месте, то будет выдавливать в другом. Полное осушение водоемов, которые образовались из-за фрагментации Среднего и Малого Талдыколя, относящихся к Талдыкольской системе озер, может привести к падению уровня в Большом Талдыколе. А это центр нового парка, план которого недавно презентовали уполномоченные органы. Идея парка заключается в сохранении природных экосистем, присутствующих на рассматриваемой территории. Да, ситуация сейчас не самая идеальная, и водоемы не в лучшем виде, но есть шанс, что при должном проектировании и последующем грамотном управлении озера вернут свой облик. Если мы приложим усилия, чтобы помочь природе, то она в скором времени сумеет восстановиться сама. И тогда у жителей появится возможность бывать на настоящей природе, не покидая города.

Что мы делаем сейчас? Фактически хотим уничтожить уникальный уголок живой природы, где обитают более 130 видов птиц (подтверждены гнездования 65 видов), более 90 видов растений. В Алматы, где сильно гражданское общество, люди смогли отстоять Кок-Жайлау. Хочется верить, что и астанчане смогут проявить солидарность в этом вопросе. Ведь это касается каждого из нас, воздуха, которым мы дышим.

Сергей САДЫКОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть