2181

И вновь - большая перемена

Казахстанских первоклассников со следующего года ждут новые предметы, которые должны на­учить информационной безопасности, “гигиене” в интернете, распознаванию угроз в мировой паутине и другим современным навыкам. Так в правительстве решили развивать у граждан, начиная уже с 6-летнего возраста, цифровую грамотность. Ожидается, что к 2030 году уже три миллиона выпускников школ и вузов будут иметь глубокие знания в IT-сфере.

И вновь - большая перемена

Мнение об уровне цифровой грамотности молодого поколения казахстанцев сильно завышено, заявил на заседании правительства министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. Несмотря на то что оно растет в окружении гаджетов и онлайн-сервисов, серьезно проседают цифровые навыки и компетенции.

- Казахстан уже несколько лет участвует в международных исследованиях в сфере образования, в том числе в исследованиях по уровню цифровой компетенции. Исследование показало растущую гаджетизацию общества в нашей стране, однако это не означает высокий уровень цифровых навыков. Более 54 процентов школьников до 14 лет не достигли даже минимального уровня компьютерной грамотности! И только каждый пятый молодой казахстанец от 6 до 34 лет обладает высоким уровнем цифровых компетенций, - констатировал министр.

По его словам, в докладе Всемирного экономического форума отмечается, что девять из десяти рабочих мест в будущем потребуют цифровых навыков, поэтому к 2030 году необходимо переобучить более 1 млрд людей по всему миру. Казахстан начнет переобучение своих граждан со следующего года. Этот проект в Минобре назвали масштабным и дали ему имя “Цифровое образование”. Он включает три направления: развитие базовых цифровых компетенций, подготовка специализированных IT-кадров, а также воспитание работников других отраслей с IT-компетенцией. Как отметил министр, в результате будут подготовлены новые специалисты “с глубокими IT-знаниями”.

Аймагамбетов отметил, что со следующего года цифровая грамотность учащихся школ должна стать таким же базовым элементом, как чтение и счет.

- В среднем образовании до 2013 года предмет “Информатика и ИКТ” начинался с 7-го класса и состоял из устаревшего содержания, затем он был введен с 5-го класса. В этих программах использование компьютера, освоение офисных приложений чаще всего требовали простейших навыков и обновлений. Но теперь с 2021 года учащиеся с 1-го класса будут изучать алгоритмику, информационную безопасность и языки кодирования. А с 3-го класса - основы 3D-принтинга, STEM, язык кодирования Scratch, - объявил главный педагог страны.

Аймагамбетов предложил готовить IT-кадры на уровне колледжей и технопарков: обучающиеся будут углубленно изучать современные языки программирования. А еще на уровне колледжей и вузов будут внедрять междисциплинарную IT-подготовку.

В рамках нового проекта в каж­дом регионе будет открыт центр IT-компетентности. Эти центры организуют методическую, аналитическую, тренировочную работу для реализации международных стандартов WorldSkills.

- С нового учебного года на базе ведущих колледжей, осуществляющих подготовку специалистов для цифровой отрасли, будет внедрена 31 новая программа. А в вузах будет внесено несколько изменений. Благодаря сокращению требований появилась возможность привлекать внештатных специалистов: преподавать смогут квалифицированные кадры из IT-отрасли без ученой степени, - проинформировал глава МОН.

По его словам, новая образовательная программа позволит обу­чать и выпускать из стен альма-матер более 400 тысяч молодых людей новой формации с цифровыми компетенциями, и к 2030 году их модерновая гвардия, как ожидается, будет составлять 3 млн человек.

Премьер-министр Аскар МАМИН запуск проекта одобрил, заметив, что важно не только готовить кадры с IT-компетенциями, но и адаптировать навыки работающих граждан к цифровизации.

- По прогнозам международных экспертов люди, занятые непредсказуемыми физическими задачами, могут быть замещены роботами на 80 процентов, а занятые в обработке данных могут быть замещены на 70 процентов. Поэтому важно повышать цифровую грамотность людей. Все казахстанцы должны работать на цифровых площадках, получать электронные услуги! - подчеркнул-предупредил премьер.

Он поручил Министерству цифрового развития, инноваций и аэро­космической промышленности проработать совместно с операторами связи вопрос обеспечения безлимитного доступа к отечественным образовательным ресурсам.

- Необходимо к 2025 году довести уровень цифровой грамотности населения до 87 процентов и выработать единый алгоритм работы для регионов, - сказал Мамин, отметив, что сегодня уровень цифровой грамотности казахстанцев достигает 82,1 процента.

Глава правительства поручил акиматам обеспечить дополнительный закуп современного компьютерного оборудования, кабинетов робототехники и STEM для школ. Сегодня в стране действуют 1826 кабинетов робототехники, 447 STEM-лабораторий, 1746 IT-классов и 21 IT-центр.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть