1681

Красная жара

Счетный комитет и депутаты обрушились с критикой на правительство за исполнение и траты республиканского бюджета 2019 года. Обсуждение длилось в мажилисе три часа и вогнало в краску некоторых министров.

Красная жара
Фото: ehonews.kz

- Тенденция снижения нефтяной зависимости не достигнута. На протяжении 10 лет доля обрабатывающего сектора не превышает 11 процентов. В структуре экспорта минеральные продукты превысили 70 процентов, - первой констатировала на пленарке глава Счетного комитета Наталья ГОДУНОВА. - Как исполняется задача по росту благосостояния граждан? Реальные доходы населения возросли на 5,5 процента. Однако в расходах населения увеличилась доля продовольственных товаров до 50 процентов! В развитых странах этот показатель составляет 10 процентов.

По ее словам, “даже в России и Беларуси эти цифры не превышают трети расходов граждан”.

- О чем это говорит? Доходы населения наполовину проедаются, и у населения отсутствует возможность увеличения своих сбережений. Улучшение уровня жизни обеспечивается преимущественно за счет кредитования. В 2019 году рост потребительских кредитов опережал рост номинальных доходов населения на 15 процентов, - перечислила Годунова.

Досталось и министрам в отдельности. Так, главе Минэкологии дали совет идти в университет и снова учить экологию.

Все началось с вопроса депутата Ирины УНЖАКОВОЙ. Несмотря на полученные 2 млрд тенге на программу по развитию гидрометеорологического и экологического мониторинга, экологическое ведомство сократило количество пунктов наблюдения за атмосферным воздухом со 146 до 140, при этом состояние воздуха ухудшилось.

Главный эколог страны Магзум МИРЗАГАЛИЕВ не смог объяснить, почему это произошло, и, более того, перепутал программы. Вместо информации о состоянии воздуха он рассказал депутатам про мониторинг рек. А деньги, с его слов, пошли на повышение зарплат сотрудников “Казгидромета”.

- Что касается снижения соответствующего индикатора, то данная работа нами будет в последующих бюджетах учитываться, и мы будем просить Министерство финансов и вас, депутатов, поддержать увеличение бюджета, - бодро парировал Мирзагалиев.

- Да не поддержим мы вас! Что вас поддерживать, слушай? Что вы сейчас несете? - вскипел председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН. - Кто вас спрашивает про мониторинг рек? Речь идет о статье “мониторинг состояния загрязнения атмосферного воздуха”. Министр экологии разницу не видит!

Нигматулин был недоволен тем, что, несмотря на полное освоение денег, в Темиртау каждую зиму лежит черный снег, а в Усть-Каменогорске и других промышленных городах снижается контроль за состоянием загрязнения атмосферного воздуха.

- В чем дело? Деньги расстрелял, а конт­роль за состоянием загрязнения атмосферного воздуха по стране снизился. В частном секторе такого менеджера выгнали бы с волчьим билетом, понимаете?! Магзум Маратович, если не понимаете это, попросите министра образования, пусть он вам лекции организует в университетах на тему экологических вопросов - разграничение рек и атмосферного давления. Стыдно слушать такие ответы! - вогнал в краску министра Нигматулин.

Свою порцию критики получил министр торговли и интеграции Бахыт СУЛТАНОВ.

Как рассказал депутат Петр ШАРАПАЕВ, всего за год работы в Министерстве торговли и интеграции три раза поменяли правила субсидирования экспортеров, чем окончательно запутали предпринимателей.

- Действительно, мы потеряли часть несырьевого экспорта. Это было связано с тем, что мы часть экспорта потеряли на Иран, мы потеряли по алюминиевому направлению, так как США ввели у себя пошлины, Китай сократил определенный объем, а мировая цена у нас по обработанным продуктам резко падала, при том, что физический объем по многим направлениям вырос, например по ферросплавам, на 7 процентов, но цена упала на 15 процентов. Это повлияло в целом на неисполнение показателей экспорта несырьевой продукции в прошлом году, - протараторил Бахыт Султанов.

- Слушал вас, Бахыт Турлыханович, и сразу вернулся в те годы, когда вы были министром финансов на таких отчетах - просто словесный поток, - усмехнулся Нигматулин. - Ваше министерство только начало свою работу, в июне будет год, а уже нарабатывает свою порочную практику. Цель для вас была определена - поддержка экспортно ориентированных предприятий. То есть вы для них, по-русски говоря, и мама, и папа. Что же вы делаете за этот год?

Султанов кротко заметил, что изменения правил шли на облегчение и расширение географии казахстанского экспорта. Вначале только 50 предприятий имели доступ к мерам поддержки государства, а теперь уже 139. Но депутаты были непоколебимы.

- Пока новое министерство, не хватает профессионального штата - наберите проектный офис со стороны, пусть вам разработают. Посоветуйтесь с нашими казахстанскими экспортерами. Но сделайте один раз инструкцию! Цель была благородная и правильная, но как вы ее сделали? Как обычно. Вот и результат, - резюмировал председатель.

Когда депутаты одобрили послабления в первом и втором чтении, руку в зале поднял министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ. Ему включили микрофон.

- Уважаемые депутаты, хочу поблагодарить вас за оперативную работу! Благодаря вашей поддержке мы справимся (с кризисом. - Т. Г.), рост экономики будет положительным! - торжественно выдал Даленов.

- Вот так надо заканчивать заседания! На оптимистичной ноте, - пошутил глава мажилиса Нигматулин под общий смех и закончил заседание.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть