SOS, сети!
Противостояние Дональда ТРАМПА с социальными сетями перешло от угроз к действиям: президент США подписал указ, призванный прекратить правовую вольницу новых медиа.
У очень активного твиттерянина Трампа несколько раз возникал конфликт с его любимой монологовой площадкой. Но только в марте был перейден Рубикон, когда президент США написал пост о том, что голосование посредством электронной почты “пройдет не иначе, как со значительной долей мошенничества”, а редакция социальной сети под этим и последующим сообщениями президента США влепила восклицательный знак. Кликнув по нему, пользователи узнали, что некоторые фактчекеры находят это утверждение Трампа необоснованным! То есть американский лидер столкнулся не с такой цензурой, как в Северной Корее (где про мошенничество на выборах вообще немыслимо даже вякнуть хоть что-то, не то что написать), а с более изощренной, с пояснениями СМИ, не симпатизирующих президенту, почему Трампу не следует верить.
Так вот, глава Белого дома в ответ пригрозил строго регулировать или вовсе закрыть социальные сети, если они продолжат заглушать голоса консерваторов. А в минувший четверг и вовсе перешел от слов к делу.
“Мы собрались здесь сегодня, чтобы защитить свободу слова от одной из главных опасностей!” - цитирует ВВС ответы президента США на вопросы журналистов в Овальном кабинете. По словам Трампа, он пошел на такой шаг потому, что “в американской истории нет прецедентов, чтобы такое небольшое число корпораций контролировало такую большую сферу человеческого взаимодействия”.
Американский лидер заявил, что решения соцсетей о правдивости сообщений, внесение в них изменений или блокировка - это, по сути, редакционная политика, значит, соцсети выступают как издатели, а не диалоговые площадки, поэтому и ответственность должны нести за содержание любых (а не только трамповских) сообщений, размещенных на созданных ими платформах.
Ранее Twitter, Facebook и другие соцсети были защищены от возможных судебных исков по обвинениям в клевете и защите чести и достоинства. То есть распространять, в том числе за деньги, они могут практически все, что угодно, а вот нести за это по закону ответственность, как традиционные СМИ, не могут.
А теперь при вполне возможном неудачном сценарии для указанных соцсетей и даже Google (напомним, что есть страны, где все эти крупнейшие платформы просто заблокированы) они будут вынуждены не только следить за достоверностью того, что распространяют, но и могут лишиться огромных денег. Европейские издатели, например, давно жалуются, что соцсети не только забирают у них львиную долю рекламного пирога (платя налоги только в бюджет США), но и распространяют недостоверные новости. В общем, если Трамп додавит (а перед выборами он, учитывая его опыт предыдущей избирательной кампании с применением новых медиа, не может не додавить), то аплодировать американскому лидеру будут не только в Америке.
Вот только как быть с теми миллиардами тенге, которые наши акиматы и ведомства, а также нацкомпании обязаны выплатить блогерам по уже подписанным договорам информационного сопровождения за “публикацию позитивных или нейтральных комментариев” о своей деятельности в социальных сетях?
Игорь НЕВОЛИН, фото с сайта theverqe.com, Алматы