4718

В коронавирусе просьба винить...

Как главные в Алматы по COVID-19 отчитывались перед городским общественным советом

В коронавирусе просьба винить...

С руководителем управления общественного здоровья Тлеуханом АБИЛДАЕВЫМ и главным санврачом города Жандарбеком БЕКШИНЫМ члены общественного совета (ОС) Алматы общались по видеоконференции. Глава горздрава начал с цифр, заявив, что на борьбу с коронавирусом выделили около 2 млрд тенге. Он стал подробно рассказывать, на что их потратили, но из-за проблем со связью звук постоянно пропадал. “Интернет не выдерживает таких цифр”, - пошутил кто-то из участников. В итоге решили, что с документом можно ознакомиться самостоятельно, и перешли к вопросам.

Тлеухан АБИЛДАЕВ.

- Так что же случилось в 12-й горбольнице (Центральная городская клиническая больница, ЦГКБ. - О. А.)? - поинтересовался председатель ОС Рахман АЛШАНОВ, имея в виду массовое заражение ее медперсонала коронавирусом.

- Я далек от мысли винить наших врачей, - ответил Абилдаев. - Хотя были какие-то моменты… Если бы врачи принимали меры безопасности, возможно, такого количества зараженных не было бы. В больницу обращались экстренные больные, там могли быть пациенты с бессимптомным течением болезни или с признаками COVID. Они могли невзначай кого-то заразить, и это передалось нашим коллегам.

- Бывший главврач (Алмаз ДВУВАШЕВ. - О. А.) говорит, что предупреждал горздрав о том, что в больницу нельзя направлять пациентов с признаками вирусного заболевания - она не была к этому готова. Эти письма остались без внимания. Скажем так, часть вины он переводит на вас...

- 74 главных врача (возглавляющих больницы Алматы. - О. А.) могут меня винить, когда они от себя отодвигают ответственность. Все больницы и поликлиники должны работать как провизорные и соблюдать меры безопасности. Эпид­расследование все покажет. Я, как управленец, с себя ответственности не снимаю.

- Для медиков, которые жили в области и не могли проезжать через блокпосты, мы развернули 20 общежитий (16 коридорного типа) - они у меня на особом контроле, - в свою очередь доложил Бекшин. - То, что мы поселили их в общежитии, - это очень опасно. Один человек заболеет - через общие душевые и туалеты будет перезаражение. Мы уже имеем печальный опыт. Поэтому я и предложил сделать “зеленый” коридор для медиков (чтобы те, кто живет в Алматинской области, могли беспрепятственно проезжать в город. - О. А.). Подвергать их риску не стоит.

Чуть позже на вопрос: “Правда ли, что в общежитии Академии гражданской авиации была вспышка коронавируса?” (видимо, это и есть тот печальный опыт, о котором говорил Бекшин) - санврач ответил так:

- По общежитию гражданской авиации мы разобрались - там жили сотрудники пяти поликлиник и двух стационаров. В ходе эпидрасследования были выявлены все случаи. Мы общежитие полностью распустили, больных госпитализировали в инфекционный стационар, контактных изолировали. Еще неделю назад очаг был закрыт.

Жандарбек БЕКШИН.

- Сколько медиков заразилось?

- По памяти не могу сказать. Всплеск был по трем общежитиям - это 108 человек.

Осталось не совсем понятным, а как было бы лучше: с первых дней открыть “зеленый” коридор для медиков или поселить их в общежития, где можно всех организованно и быстро изолировать, но, как сейчас выясняется, там небезопасно.

Затем у Бекшина допытывались, когда же мы вернемся к будням.

- Будут ли летом работать детские лагеря и базы отдыха?

- Если ежедневный прирост заболеваемости составит меньше двух процентов, будем разрешать открытие детских лагерей и баз отдыха. За прошедшую неделю ежедневный прирост был 3,8 процента. Сейчас я бы не рекомендовал вывозить детей в зоны отдыха.

- Откроют ли детские сады?

- Пока мы имеем такую заболеваемость, воздержимся от детских садов.

- Рестораны, кафе с летними площадками?..

- Этот вопрос рассматривается, уже есть предложения где-то 18 или 25 мая на ограниченное посещение. Есть предложение открыть мелкие кафе на 30 посадочных мест. Остальные как работали навынос, так и будут работать. Я сказал: никаких аудитов, никаких проверок, в город люди могут заезжать без ПЦР-тестирования. Мы будем выборочно обследовать сотрудников организаций.

Когда Бекшина попросили разрешить движение общественного транспорта до девяти вечера, он был категоричен:

- В автобусе должны быть заполнены только сидячие места - никаких стоячих! Если мы сейчас все разрешим, какой же это будет карантин? Это будет фикция! Сами себя будем обманывать. У вас 70 процентов автобусов выходит. Давайте все выпускайте в часы пик, чтобы люди могли нормально до­ехать. Я пошел на то, чтобы разрешить личный транспорт - он самый безопасный. Мы одно время его запрещали, а сейчас разрешили. Машин много в городе - не надо за это критиковать.

Вновь возникло недоумение: зачем же запрещали личный транс­порт, если он безопасный?

Еще два раза прозвучал вопрос о результатах проверки в ЦГКБ. Но четкого ответа на него мы так и не услышали - только расплывчато-обобщающие формулировки. Неопределенность была даже в том, как долго оба спикера пробудут на своих должностях.

Один из членов ОС Али АМАНБАЕВ поднял тему оборудования больниц под нужды людей с особыми потребностями.

- В течение десяти лет мы говорим о том, чтобы в стационарах появилось хотя бы по одной палате для инвалидов, но… Хотел бы, чтобы где-то в июне, как освободитесь, вы меня приняли, - обратился он к Тлеухану Абилдаеву. - Вернемся к этому вопросу, а то руководители все время меняются, обещают…

- Определенная работа в этом направлении проводится, - ответил глава горздрава. - А по поводу того, чтобы вас принять, - я готов. Пожалуйста, можете в июне, можете, не дожидаясь июня.

Я опять озадачилась. 21 апреля объявили, что рулить медициной Алматы будет бывший вице-министр здравоохранения Камалжан НАДЫРОВ. Правда, в тот же день стало известно, что он заразился коронавирусом, и пока Надыров будет лечиться, обязанности главы горздрава будет исполнять Абилдаев.

- Мы не знаем о каких-то кад­ровых перестановках? Вы остаетесь на своем посту или будете занимать другую должность в горздраве, если предлагаете встретиться в июне? - спросила я Тлеухана Шилдебаевича.

- Оставаться на этой должности или нет, решать не мне - руководству, которое имеет право меня назначить. Больше ничего не могу сказать, - не стал распространяться он.

Вызывает вопросы и положение Бекшина, особенно после упорных слухов о скором возвращении на должность руководителя городского департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг Айзат МОЛДАГАСИМОВОЙ.

- Вы надолго приехали в Алматы? Какой должна быть эпидситуация в городе, чтобы вы вернулись в Нур-Султан? - снова спросила я, теперь уже обращаясь к Жандарбеку Мухтаровичу.

- Санитарные врачи - это солдаты, - с достоинством ответствовал Бекшин, он был более словоохотлив. - Я прилетел сюда с запада Казахстана, где также налаживал систему надзора. Мне сказали, что нужно ехать в Алматы. Я 40 минут собирался и бортом санавиации вылетел сюда - как раз была оказия. Был назначен главным санврачом, поскольку руководитель департамента Айзат Молдагасимова сначала была на домашнем карантине, сейчас находится на больничном. Остаюсь заместителем председателя комитета (контро­ля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения. - О. А.). Я работаю, но дальнейшую мою судьбу решит Минздрав.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА и с сайта almaty.gov.kz, Алматы

КСТАТИ

Лучше позже

Власти Алматы все же решили на неделю отложить открытие кафе и ресторанов - они распахнут двери для посетителей с 25 мая.

“Ограничительные меры с объектов общественного питания, религиозного поклонения (мечети, церкви, храмы, синагоги и др. - Ред.) и с гостиничных комплексов будут сниматься поэтапно, в зависимости от эпидемиологической ситуации в городе. Обсуждается поэтапный запуск организаций данных секторов с 25 мая при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований. Количество работников, необходимых непосредственно на рабочих местах, будет определяться самостоятельно руководителями данных организаций”, - сообщила в четверг пресс-служба городского акимата.

Поделиться
Класснуть