Ради общего дела
Как высокопоставленный сотрудник Генпрокуратуры на личном примере показал, что собирать деньги с подчиненных законом не запрещено
Простые казахстанцы, будем надеяться, уже очень скоро забудут режим чрезвычайного положения как страшный сон. Но зато на всю жизнь запомнят карантин сотрудники департамента Антикоррупционной службы по Акмолинской области, пойманные в разгар ограничений в сауне. Начальник следственного управления профильного госагентства по данному региону Руслан ТУРГАНБЕКОВ вместе с подчиненными отправился в баньку, чтобы отдохнуть, но был застигнут врасплох местными полицейскими. После того, как видеозапись происшествия попала в интернет, борцов с коррупцией уволили из органов по отрицательным мотивам. Означает ли это, что они уже больше никогда не смогут вернуться на службу? Вопрос далеко не риторически. Есть свежий пример, когда уволенный из самой Генеральной прокуратуры начальник смог через суд добиться отмены серьезного дисциплинарного взыскания и восстановиться на работе.
Ержан ЕРАЛИЕВ всю свою карьеру построил в органах прокуратуры: поработал в регионах, после перебрался в столицу. В Генеральной прокуратуре он трудился в департаменте по представительству интересов государства в судах, а затем в службе по надзору за законностью судебных актов, вступивших в силу, и их исполнением. Занимал разные должности, в том числе и руководящие.
Звездный час Ержана Жолдасбаевича случился в 2017 году - на заседании выездной коллегии в Караганде под председательством тогдашнего генпрокурора Жакипа АСАНОВА. Когда слово предоставили Ералиеву, в то время начальнику управления 10-го департамента, он обрушился с критикой на чиновников: дескать, задушили совсем бизнес проверками, кошмарят, как хотят. Выступление получилось настолько ярким, что о нем написали десятки казахстанских СМИ, в том числе и наша газета (см. “Почему эти люди не уволены?”, “Время” от 10.2.2017 г.).
Заслуги Ержана Ералиева были оценены на самом верху, он даже получил орден “Айбын” второй степени. В общем, все у человека складывалось хорошо вплоть до июня 2018 года, пока он не дал команду своим подчиненным собрать деньги для встречи иностранных гостей. Накануне сотрудники Генпрокуратуры как раз получили по 120 тысяч тенге в честь празднования дня столицы.
Подчиненные требуемые деньги собрали, однако вышестоящие руководители узнали о сборе премий. Началось служебное расследование, которое установило, что Ержан Ералиев нарушил Кодекс чести государственных служащих и Кодекс чести сотрудников прокуратуры. На основании этого заключения дисциплинарная комиссия вынесла взыскание в адрес орденоносца, после чего приказом генерального прокурора Кайрата КОЖАМЖАРОВА от 13 августа 2018 года он был уволен. Причем в день увольнения его увезла “скорая”…
А в марте 2019-го новым Генпрокурором стал Гизат НУРДАУЛЕТОВ. Сразу после этого Ержан Ералиев обратился в суд, требуя признать незаконным решение дисциплинарной комиссии и приказ Генпрокурора о его увольнении.
Этот спор рассматривала Мадина ДАВЛЕТОВА из Есильского райсуда столицы по уголовным делам. Она установила ряд нарушений в действиях сотрудников Генпрокуратуры, наказавших Ералиева, причем как мелких, так и весьма существенных. Например, выяснилось, что заместитель Генпрокурора Ерлик КЕНЕНБАЕВ не должен был входить в дисциплинарную комиссию, поскольку она закреплена за другим заместителем - Маратом АХМЕТЖАНОВЫМ, а в случае его отсутствия эти обязанности должен был исполнять Андрей ЛУКИН или руководитель аппарата.
Путем опроса сотрудников удалось также установить, что деньги на встречу иностранных гостей они сдавали добровольно, без принуждения. Можно сказать, сами изъявили желание поделиться премиями, чтобы организовать все на самом высоком уровне. Что ж, похвально! Правда, здесь, конечно, возникает вопрос о конфликте интересов: должны ли работники прокуратуры скидываться ради каких-то торжественных мероприятий (ведь это не входит в их должностные обязанности) - в ущерб своим личным и семейным ценностям и целям? Но если люди в погонах действительно сами не хотят ударить лицом в грязь перед зарубежными коллегами, то за такое разве можно наказывать?
С другой стороны, сборы-поборы денег ведь бывают не только в надзорном органе. Даже составляют и на публичное обозрение выставляют рейтинги коррумпированности госорганов. Об этом не раз сообщали и сами борцы с коррупцией. Причем, зачастую такой денежный сбор происходит по негласной команде руководства ведомств...
В общем, видимо, взвесив все за и против, судья Давлетова удовлетворила требования Ералиева - признала незаконным решение дисциплинарной комиссии и приказ генпрокурора Кожамжарова, а также восстановила истца на работе.
Что любопытно, Генеральная прокуратура не пыталась изменить это решение. Стало быть, в надзорном органе согласились, что собирать деньги у подчиненных можно. Если это в интересах своей организации.
Так что и у уволенных борцов с коррупцией из Акмолинской области, возможно, еще будет шанс послужить родине. Надо только дождаться своего часа...
Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта prokuror.gov.kz, Нур-Султан