Инфодемия или сведение счётов?
Только за одни неполные сутки в Алматы было выявлено 174 инфицированных COVID-19. Большинство из них - работники Центральной городской клинической больницы (ЦГКБ). В том, как развивались события вокруг зараженных медиков, заболевание которых могло привести к масштабной вспышке коронавируса в мегаполисе, по горячим следам попыталась разобраться корреспондент “Времени”.
Первые сообщения о том, что в Алматы медики подхватили коронавирус, появились в минувшую субботу. Чуть позже обозначилась цифра: 12. При этом руководитель городского управления общественного здоровья Тлеухан АБИЛЬДАЕВ, выступая на брифинге, предпочел не называть номер больницы, ограничившись неопределенным “среди зараженных случаев зафиксированы пациенты из числа сотрудников медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь населению”.
Журналисты стали уточнять, что это за медорганизация. Оказалось, речь о ЦГКБ (в народе ее еще называют двенадцатой горбольницей). В этой клинике не просто стационарные больные - сюда в приемный покой на “скорой” доставляют экстренных пациентов из нескольких районов города. Это не инфекционная больница, не провизорный стационар, и вдруг такое...
Драматизм ситуации накалялся буквально по часам: в понедельник количество инфицированных из медперсонала ЦГКБ возросло до 20, кроме того, коронавирусом оказались заражены семь работников детской инфекционной больницы. Обе клиники закрывают на карантин.
Руководитель департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг (ДККБТУ) Алматы Айзат МОЛДАГАСИМОВА (к слову, в последнее время ее имя часто фигурирует в сообщениях со скандальным оттенком) сообщает на брифинге, что определен источник заражения в Центральной горбольнице: “Это был пациент, который в конце марта проходил обследование на МРТ.
В дальнейшем имел контакт с врачом данного отделения и с медсестрой”. Всех контактировавших с ними изолировали. Но журналисты и пользователи соцсетей цитируют и другое высказывание Молдагасимовой: “Одной из причин (заражения медиков. - О. А.) является несоблюдение самими медицинскими работниками всех мер предосторожности. Нет той настороженности, которая могла бы быть”. В социуме пошли разговоры о том, что началась травля врачей.
Вечером в понедельник мне удалось связаться по телефону с главой комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения Людмилой БЮРАБЕКОВОЙ.
- Есть ощущение, что местные медорганы представляют ситуацию лучше, чем она есть на самом деле.
- Возможно, изначально так и было, гор- и облздравы пытались скрыть какие-то факты, но сейчас, когда встал вопрос заражения врачей и начались проверки, этого уже не сделаешь.
- Что вы имеете в виду? Управления здравоохранения пытались скрыть факты заражения врачей?
- Горздрав Алматы пытался скрыть несколько фактов заболевания врачей, в том числе и руководителя одной из клиник. Сейчас мы разбираемся в этом вопросе совместно с акиматом.
В тот же вечер в соцсетях появилось письмо сотрудников ЦГКБ Алматы, в котором они просят защиты у президента Казахстана Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Вот небольшая выдержка из него:
“Заявление руководителя ДККБТУ Алматы, что “одной из причин является несоблюдение самими медицинскими работниками всех мер предосторожности”, является клеветой. Нас обучили, полностью обеспечили СИЗами (средства индивидуальной защиты. - О. А.), меняем маски до 10 раз за смену, экстренная служба работает в защитных костюмах, несмотря на отсутствие указаний… Нам известны случаи, когда сотрудники СЭС (бывшее название ДККБТУ. - О. А.) посещали нас с проверкой и для прохождения обследования, а впоследствии у них диагностировали коронавирусную инфекцию. Но при этом нас никто не поставил в известность, мы узнали об этом позднее. Возможно, они и являются источниками заражения… Госпожа Айзат Молдагасимова угрожает нам уголовной ответственностью, а сама скрывает факты, пытаясь сохранить свою репутацию! Не входит ли в функции самого ДККБТУ санитарное благополучие медицинских организаций?”
Я попросила Бюрабекову прокомментировать это обращение.
- Сначала должна закончиться проверка, которую сейчас проводят санврачи, - сказала она. - Потом будем проводить перекрестную проверку самого департамента. Командируем в Алматы заместителя председателя нашего комитета Нурлана САДВАКАСОВА, он сейчас как раз находится на юге.
То, что вспышка коронавируса в Центральной городской больнице обострит ситуацию с заболеванием в Алматы, было понятно сразу, тут и экспертом быть не нужно. К слову, еще в понедельник днем я просила прокомментировать ситуацию спикеров брифинга (они, как известно, сейчас проводятся в онлайн-режиме), но, увы, безрезультатно.
Дальше события нарастали уже как снежный ком. Ближе к полуночи стало известно, что в Алматы выявлены 99 новых зараженных. Утром во вторник еще 75. Итого - 174 человека за неполные сутки! Что это - результат и последствия начавшегося экспресс-тестирования граждан? Новый очаг? Или все же это врачи и пациенты ЦГКБ? Утром акимат анонсировал брифинг с Тлеуханом Абильдаевым, журналисты накидали вопросы в специальный чат, но он ограничился только сухой информацией:
“В Алматы на 14 апреля зарегистрировано 346 подтвержденных случаев заражения коронавирусной инфекцией. Новых случаев 174, из них 58 близко контактных (это люди, близко общавшиеся с алматинцами, которым диагноз поставили ранее. - О. А.). Один сотрудник детской городской клинической инфекционной больницы, 110 медработников Центральной городской клинической больницы, два сотрудника службы скорой медицинской помощи, один сотрудник городской поликлиники №32, один сотрудник городской поликлиники №11, один сотрудник городской клинической больницы №1”.
Позже удалось уточнить, что только в одной ЦГКБ (!) заражены 147 медицинских работников.
Вопросов осталась куча. Мне удалось связаться с Абильдаевым. Я попросила его хотя бы прокомментировать информацию: действительно ли горздрав скрывал факты заражения врачей?
- Попыток скрыть информацию не было ни у меня, ни у моих коллег - главных врачей больниц, - сказал он по телефону. - Наоборот, когда была подозрительная ситуация, я настаивал на том, чтобы мы все честно показывали. Иногда бывает, что ДККБТУ перепроверяет данные, проводит ретестирование, сомневается в показателях. Возможно, в такие моменты случаи заболевания регистрируют официально через день-два. Но, повторяю, попыток что-то скрыть не было. Я честно, добросовестно выполняю свою работу.
А комментируя по моей просьбе ситуацию с письмом врачей ЦГКБ, Абильдаев сказал:
- Это попытка медиков защитить своего руководителя в условиях, когда идет вспышка заболевания. Я никакого отношения к этому письму не имею. Есть разные версии насчет того, почему могло произойти заражение. Во всем этом мы совместно сейчас разбираемся. Но я не могу обвинять врачей в том, что они не соблюдали принципы защиты. Наоборот, их защищаю. Через 14 дней они выздоровят, встанут в строй и будут ценными работниками.
Интересно, что будет дальше, если учесть, что ДККБТУ подчиняется напрямую Минздраву, а городское управление общественного здоровья - акимату. Что или кого в итоге назовут причиной вспышки коронавируса в Центральной горбольнице Алматы?
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайтов azattyg.orq, inforburo.kz и yandex.kz, Алматы