3821

Дорога без конца

Старый скандал вокруг участка трассы Алматы - Усть-Каменогорск получил новый поворот.

Дорога без конца

По первоначальному плану строительства скоростной автодороги часть домов поселка Бактыбай, что расположены недалеко от Талдыкоргана, должна была уйти под снос. Людям рассчитали суммы компенсаций, пообещали деньги. А потом было принято странное решение: провести трассу через населенный пункт, но без сносов якобы в целях экономии бюджета. А теперь выясняется, что бюджет ни в какой экономии не нуждался и уже подготовлен новый проект объездной дороги, которая пройдет по орошаемым полям.

Этот нежданный поворот скандальной истории уже вызвал недоумение не только у не дождавшихся денег сельчан и предпринимателей, обрабатывающих землю, но и у надзорного органа.

Когда речь шла о выкупе 70 придорожных даже не домов, а домишек, то цена вопроса укладывалась всего в пару миллиардов тенге. Новый же проект со всеми удорожаниями легко вылезет под двадцатку. И это при том, что скандальный участок скоростной трассы через Бактыбай давно построен и худо-бедно действует. То есть затраты уже понесены. А это 7,3 миллиарда тенге! Теперь казавтожоловцы “хорошей новостью” об изъятии сельхозугодий ошарашили еще и окрестных крестьян.

Администратор проекта “КазАвтоЖол” намеревается построить новую объездную трассу по территории Ескельдинского и Коксуских районов протяженностью 18,7 километра. На эти цели выделено 17,7 миллиарда тенге.

Проектировщикам ТОО “Саулет SKB”, видимо, показалось, что с фермерами легче будет договориться, чем с жителями села. Год назад они проводили общественные слушания, доказывая важность этой трассы. Говорили, что дорога обеспечит беспрепятственный выход транзитного транспорта на Талдыкорган и не создаст помех местным жителям. Подчеркивали важность трех новых мостов через реку Коксу, нескольких путепроводов и обещали осчастливить крестьян скотопрогонными пунктами и площадками для отдыха с туалетами. Однако взаимопонимания не нашли. Фермеры, наученные горьким опытом бактыбайцев, согласия на проект не дали.

Но АО “КазАвтоЖол” от затеи потратить миллиарды, как выяснилось, не отказалось. На днях состоялось очередное совещание в акимате Ескельдинского района, правда, в тайне от фермеров. Но в селе такие вещи быстро доходят до ушей всех заинтересованных сторон.

- Зная, как мы настроены, они решили этот вопрос обсудить без нас. Хотя речь идет о наших землях, причем поливных, - объяснил ситуацию Серик САЛИМБАЕВ, один из фермеров, по чьей земле проектировщик хочет пустить объездную трассу.

Как уверяет фермер, после строительства дороги ему придется перепланировать всю пашню, заново копать арыки и отводные каналы. А это миллионы тенге затрат.

Больше всего земледельцев возмущает, что под строительство дороги уходят сотни гектаров орошаемых земель.

- Сейчас один гектар поливной пашни стоит миллион долларов. Они хотят испортить 350 гектаров, это 350 миллионов долларов! - возмущается другой земледелец Еркимбек СЛЯМОВ.

- Я опасаюсь соседства с автобаном. Ведь как лошадям и коровам прикажешь не пастись у дороги? - возмущается фермер Александр СОФИН, 137 гектаров поливных земель которого уходит под строительство объездной. - Под дорожное полотно у меня забираете львиную долю участка, где я каждый год сею пшеницу, ячмень, выращиваю люцерну на корм скоту.

Как рассказывает Александр, они предложили проектировщикам свой вариант решения проблемы.

- Мы посоветовали им провести объездную дорогу через горы: там нет орошаемых полей и земля невостребованная. Однако этот вариант им не понравился, - делится подробностями переговоров фермер. - Хотя у этого проекта есть более дешевое и менее скандальное решение. Жители поселка будут рады выкупу их домов, и госбюджет получит экономию.

Тем временем земельные страсти так разбушевались, что не остались незамеченными транспортной прокуратурой области.

В ходе изучения проекта прокуроры выявили противоречие в обоснованиях. Администратор программы АО “КазАвтоЖол” в своих доводах о необходимости выделения денег на строительство обходной трассы указал, что местные жители недовольны дорогой, проходящей через их села, поэтому предлагают построить объездную трассу. Хотя на самом деле у жителей Балпык би и Бактыбая было одно желание: они хотели, чтобы их дома с земельными участками просто выкупили, как в свое время и обещала согласительная комиссия.

И самое главное: по техническим характеристикам запроектированная объездная дорога на две полосы меньше, чем действующая четырехполосная. И эта трасса вовсе не повлияет на повышение интенсивности транспортного потока.

Еще один важный момент: если бы заказчики решили выкупить дома у бактыбаевцев, то затраты были бы значительно ниже.

А тем временем фермеры написали письмо генеральному прокурору Гизату НУРДАУЛЕТОВУ с просьбой довести работу транспортной прокуратуры до конца и запретить АО “КазАвтоЖол” финансировать нецелесообразный проект.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть