Дорога без конца
Старый скандал вокруг участка трассы Алматы - Усть-Каменогорск получил новый поворот.
По первоначальному плану строительства скоростной автодороги часть домов поселка Бактыбай, что расположены недалеко от Талдыкоргана, должна была уйти под снос. Людям рассчитали суммы компенсаций, пообещали деньги. А потом было принято странное решение: провести трассу через населенный пункт, но без сносов якобы в целях экономии бюджета. А теперь выясняется, что бюджет ни в какой экономии не нуждался и уже подготовлен новый проект объездной дороги, которая пройдет по орошаемым полям.
Этот нежданный поворот скандальной истории уже вызвал недоумение не только у не дождавшихся денег сельчан и предпринимателей, обрабатывающих землю, но и у надзорного органа.
Когда речь шла о выкупе 70 придорожных даже не домов, а домишек, то цена вопроса укладывалась всего в пару миллиардов тенге. Новый же проект со всеми удорожаниями легко вылезет под двадцатку. И это при том, что скандальный участок скоростной трассы через Бактыбай давно построен и худо-бедно действует. То есть затраты уже понесены. А это 7,3 миллиарда тенге! Теперь казавтожоловцы “хорошей новостью” об изъятии сельхозугодий ошарашили еще и окрестных крестьян.
Администратор проекта “КазАвтоЖол” намеревается построить новую объездную трассу по территории Ескельдинского и Коксуских районов протяженностью 18,7 километра. На эти цели выделено 17,7 миллиарда тенге.
Проектировщикам ТОО “Саулет SKB”, видимо, показалось, что с фермерами легче будет договориться, чем с жителями села. Год назад они проводили общественные слушания, доказывая важность этой трассы. Говорили, что дорога обеспечит беспрепятственный выход транзитного транспорта на Талдыкорган и не создаст помех местным жителям. Подчеркивали важность трех новых мостов через реку Коксу, нескольких путепроводов и обещали осчастливить крестьян скотопрогонными пунктами и площадками для отдыха с туалетами. Однако взаимопонимания не нашли. Фермеры, наученные горьким опытом бактыбайцев, согласия на проект не дали.
Но АО “КазАвтоЖол” от затеи потратить миллиарды, как выяснилось, не отказалось. На днях состоялось очередное совещание в акимате Ескельдинского района, правда, в тайне от фермеров. Но в селе такие вещи быстро доходят до ушей всех заинтересованных сторон.
- Зная, как мы настроены, они решили этот вопрос обсудить без нас. Хотя речь идет о наших землях, причем поливных, - объяснил ситуацию Серик САЛИМБАЕВ, один из фермеров, по чьей земле проектировщик хочет пустить объездную трассу.
Как уверяет фермер, после строительства дороги ему придется перепланировать всю пашню, заново копать арыки и отводные каналы. А это миллионы тенге затрат.
Больше всего земледельцев возмущает, что под строительство дороги уходят сотни гектаров орошаемых земель.
- Сейчас один гектар поливной пашни стоит миллион долларов. Они хотят испортить 350 гектаров, это 350 миллионов долларов! - возмущается другой земледелец Еркимбек СЛЯМОВ.
- Я опасаюсь соседства с автобаном. Ведь как лошадям и коровам прикажешь не пастись у дороги? - возмущается фермер Александр СОФИН, 137 гектаров поливных земель которого уходит под строительство объездной. - Под дорожное полотно у меня забираете львиную долю участка, где я каждый год сею пшеницу, ячмень, выращиваю люцерну на корм скоту.
Как рассказывает Александр, они предложили проектировщикам свой вариант решения проблемы.
- Мы посоветовали им провести объездную дорогу через горы: там нет орошаемых полей и земля невостребованная. Однако этот вариант им не понравился, - делится подробностями переговоров фермер. - Хотя у этого проекта есть более дешевое и менее скандальное решение. Жители поселка будут рады выкупу их домов, и госбюджет получит экономию.
Тем временем земельные страсти так разбушевались, что не остались незамеченными транспортной прокуратурой области.
В ходе изучения проекта прокуроры выявили противоречие в обоснованиях. Администратор программы АО “КазАвтоЖол” в своих доводах о необходимости выделения денег на строительство обходной трассы указал, что местные жители недовольны дорогой, проходящей через их села, поэтому предлагают построить объездную трассу. Хотя на самом деле у жителей Балпык би и Бактыбая было одно желание: они хотели, чтобы их дома с земельными участками просто выкупили, как в свое время и обещала согласительная комиссия.
И самое главное: по техническим характеристикам запроектированная объездная дорога на две полосы меньше, чем действующая четырехполосная. И эта трасса вовсе не повлияет на повышение интенсивности транспортного потока.
Еще один важный момент: если бы заказчики решили выкупить дома у бактыбаевцев, то затраты были бы значительно ниже.
А тем временем фермеры написали письмо генеральному прокурору Гизату НУРДАУЛЕТОВУ с просьбой довести работу транспортной прокуратуры до конца и запретить АО “КазАвтоЖол” финансировать нецелесообразный проект.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область