4480

Коронавирус нашей “железке” - не преграда

Грузовые перевозки с Китаем - в отличие от пассажирских - Казахстан не прерывал, и тем не менее из-за вспышки опасной инфекции в феврале объем транзита по железной дороге страны снизился почти на 40 процентов. О том, как АО “Национальная компания “Қазақстан темiр жолы” (ҚТЖ) строит свою работу в этих непростых условиях, а также о финансовом состоянии перевозчика, рассказал на пресс-конференции председатель правления Сауат МЫНБАЕВ.

Коронавирус нашей “железке” -  не преграда
Фото Владимира ЗАИКИНА

Вопрос о коронавирусе прозвучал первым. Представителей СМИ интересовало, пересекают ли сегодня казахстанскую границу грузы из Китая и нет ли в этом какой-то опасности. Председатель правления ҚТЖ ответил, что сопровождающие грузы бригады китайских специалистов, согласно правилам, проходят через все принятые в Казахстане соответствующие процедуры. За этим четко следят и сотрудники нацкомпании, и работники санитарно-эпидемиологических служб. А поскольку большинство стран мира сократило торговлю с Китаем из-за злополучного коронавируса, это сказалось на показателях казахстанских грузоперевозок.

- Если говорить о контейнерном транзите, то по февралю в сравнении с прошлым годом он снизился на 39 процентов. Это большая сумма. И это, безусловно, скажется на финансовом состоянии ҚТЖ, поскольку контейнерный транзит для нас наиболее доходная статья, - откровенно признал Сауат Мынбаев, выразив надежду на скорейшую стабилизацию в мире ситуации с коронавирусом, а вместе с тем и на улучшение показателей нацкомпании.

Говоря о финансовых показателях ҚТЖ, ее глава отметил:

- У нас двоякие результаты. С одной стороны, производственные результаты прошлого года у нас хорошие, операционная прибыль составила 173 млрд тенге, это больше 2018 года на 35 процентов. Но в части итоговой прибыли ҚТЖ завершил год с убытками, это 75 млрд тенге. Это лучше, чем в предыдущий год, но тем не менее это отрицательный результат.

Причиной тому стал выкуп еврооблигаций, чтобы уменьшить долю валютных долгов в кредитном порт­феле нацкомпании. Это сильно усугубляет ее положение.

Выполняя установки руководства страны, весь прошлый год менеджмент компании занимался распродажей непрофильных активов. В частности, в ведение властей Алматинской области передан международный центр приграничного сотрудничества “Хоргос”, на стадии завершения и передача им СЭС “Хоргос”, ҚТЖ поделилась своими ссудами с “Казмортрансфлотом”.

Вместе с тем железнодорожники возвращают под свое крыло необходимые активы: из аренды в операционное управление забрали все грузовые вагоны, улучшены условия по обеспечению топливом. Но самое значимое достижение, по словам главы нацкомпании, решение вопроса просроченных платежей.

Касаясь вызвавшей неоднозначную оценку в обществе темы привлечения в нацкомпанию специалистов из Германии для управления пассажироперевозками, Сауат Мынбаев отметил, что приглашенные иностранные менеджеры ценны тем, что они не ангажированы и не приемлют коррупционные схемы.

- Много вопросов было не только в соцсетях, в прессе, но и от отдельных госорганов по поводу привлечения команды Deutsche Bahn. Сегодня в ҚТЖ работают восемь представителей Deutsche Bahn. Естественно, уровень зарплаты у них выше, чем в среднем в ҚТЖ - на других условиях не привлечешь этих специалистов. Подчеркну, что они уже окупились. Потому что с их поддержкой, и в частности с поддержкой Deutsche Bahn в целом, мы считаем, на хороших условиях договорились о завершении контракта с компанией “Тальго”. На сегодня у нас в парке 570 вагонов “Тальго”, понятно, они будут оставаться в эксплуатации. Но нам удалось понизить сервисный договор по цене, и таким образом ҚТЖ получила уже соответствующие выгоды, - сказал Сауат Мынбаев.

По его словам, базовый контракт предполагал покупку около 600 вагонов “Тальго”, и остановить подписанный контракт было непросто. Тем более что имеющиеся вагоны нуждаются в сервисном обслуживании. Всего на данный момент на заводе находится 62 несобранных вагонокомплекта, за которые ҚТЖ уже заплатила деньги.

- Это были непростые переговоры, которые продолжались на протяжении года. Почему я выделил помощь немецких специалистов в этом процессе? Дело в том, что у них в Европе свои контрактные отношения с “Тальго”, и, имея эти отношения, у них было больше возможностей влиять на партнеров в ходе переговоров, - пояснил руководитель ҚТЖ.

Ожидаемые выгоды от работы немецких специалистов в нацкомпании, в том числе от уже подписанного соглашения с “Тальго”, за весь период 2019-2030 годов - 96 млрд тенге. При этом 309 млн тенге - в 2019 году.

- Причина приглашения этих специалистов - внедрение новых стандартов, методик, процедур, с которыми мы связываем выход пассажирского сервиса на новый качественный уровень, - сказал Мынбаев, отметив, что в экономическом плане вагоны “Тальго” не совсем выгодны: по посадочным местам как минимум втрое меньше, чем привычные для казахстанцев стандартные вагоны, а потому затраты на пассажиро-место вдвое выше.

Говорилось на брифинге и о многом другом. О том, как будет улучшаться качество услуг ҚТЖ, когда и сколько старых пассажирских вагонов будет обновляться, как борются в компании с коррупцией и как внедряют систему, которая не позволит искусственно создавать дефицит билетов. Откровенно сказал Мынбаев и о сроках выхода нацкомпании на IPO: продажа акций возможна через три года, но только в том случае, если они станут привлекательными для инвесторов. По его мнению, на состояние “железки” в первую очередь влияет тарифная политика правительства. Если будут позволять планомерно поднимать расценки, то это будет благоприятно для ҚТЖ. Но в этом году обещанного разрешения на повышение тарифов на 7 процентов пока не случилось. Хотя компания с 1 января повысила заработную плату своему персоналу на 5 процентов.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть