2391

Ставки сделаны, или Зарплата ему не нужна!

Директор Национального центра тестирования Минобрнауки Дидар СМАГУЛОВ готов из личного кармана платить по 100 000 тенге тем, кто сообщит о фактах коррупции при сдаче Единого национального тестирования (ЕНТ). Такое смелое заявление он сделал вчера на совместном совещании в Агентстве по противодействию коррупции.

Ставки сделаны, или Зарплата ему не нужна!

- Хотел бы отстоять нашу честь и достоинство. Была информация в соцсетях, что эксперты слили тесты, коррупция есть вез­де. Хочу эту информацию опровергнуть официально. Я уверен в чистоте рядов своих коллег! К сожалению, часто пишут в соцсетях, что продают тесты. Мы начинаем разбираться, и, как правило, эта информация либо фейковая, либо продают под видом новых тестов, которые были 2-3 года назад и не имеют никакой силы, - заявил Смагулов.

Он напомнил, что антикоррупционная служба платит гражданам до 10 процентов от суммы взятки за сообщения о фактах коррупции, если они найдут подтверждение в суде. Средства на эти цели выделяются из госбюджета. Глава Наццентра тестирования решил пойти дальше, предложив денежное поощрение из собственного кармана без решения суда:

- Мы хотели бы ввести вознаграждение за любую информацию о фактах коррупции в размере 100 тысяч тенге. Это деньги не из бюджета - я готов из своих личных средств заплатить тому, кто сообщит нам о каком-либо факте коррупции. Я не буду ждать решения суда, если кто-то сообщит анонимно, конфиденциально о каком-либо факте. За подтвержденную информацию мы готовы заплатить такое вознаграждение.

В кулуарах журналисты спросили Дидара Смагулова, неужели он настолько богат, что готов отстегивать немалые деньги всем сексотам.

- В первую очередь я уверен в том, что в Национальном центре тестирования работают честные, порядочные люди. У меня зарплата 500 тысяч тенге. И если в месяц один человек будет мне сообщать о фактах коррупции, я от этого не обеднею. И в целом государство выиграет больше, если мы будем выявлять коррупцию среди наших сотрудников.

- А если в месяц пять раз будут заявлять о коррупции? - полюбопытствовали журналисты.

- Значит, я останусь без зарплаты, - невозмутимо ответил Смагулов. - Если узнаем о фактах продажи тестовых заданий, помощи на экзаменах и других, мы будем поощрять граждан. За положительный результат тестирования мне предлагали соғым, просили номер моей банковской карточки, за один балл предлагали 1000 долларов.

Похвалившись неподкупностью своих коллег, глава центра тестирования все же не исключил, что, “возможно, кто-то не справится с соблазном”. Наводки от осведомителей он готов принимать на своих страницах в социальных сетях, где также указаны номера его телефонов.

Дидар Смагулов внес еще одно радикальное предложение - запрещать в течение одного года повторно сдавать ЕНТ тем, кто грубо нарушит правила сдачи экзаменов. Как известно, с недавних пор ЕНТ проводится четыре раза в год - в январе, марте, июне и августе, но претендовать на государственные гранты могут только участники июньского тестирования. Так вот, если абитуриент, к примеру, будет пойман в январе и марте, то к июньскому тестированию, полагает Смагулов, его уже не следует допускать.

- К примеру, если мы в январе на ЕНТ выявим, что человек вместо себя отправил подставное лицо, у него не будет возможности в течение года сдавать экзамен. Он потеряет один год и только потом сможет сдать на коммерческое отделение. Также если человек попытается пронести смартфон на экзамен повторно: например, мы его поймали в январе со смарт­фоном, и в марте его опять ловят, тогда он будет также забанен на год. Вся суть в том, что читеры не смогут претендовать на гранты и не попадут на этот экзамен, - пояс­нил Смагулов.

Запретить повторно участвовать в ЕНТ, добавил он, могут и после экзамена, если нарушения со стороны абитуриента выявят по видео­записям:

- Будет онлайн-трансляция и мобильное приложение, с помощью которого можно сообщать о фактах списывания. После ЕНТ у нас будет около месяца на то, чтобы изучить эту информацию. Мы собираем все видео у нас в центре и анализируем. Если выявим дополнительный факт, то будем банить постфактум. У нас есть такое право. Данное предложение внесли в проект правил, который на днях будет опубликован на портале “Открытые НПА”.

Между тем вице-министр образования и науки Мирас ДАУЛЕНОВ сообщил, что МОН значительно оптимизирует бюджет за счет снижения количества командировок, а сэкономленные средства направят на повышение зарплат экспертам, которые составляют тестовые задания для ЕНТ:

- Это действительно коррупционный фактор, поэтому количество командировок будет снижено за счет того, что создан ситуативный центр при внедрении компьютерного формата ЕНТ, никуда не нужно будет ехать. Сегодня в Казах­стане большие средства тратятся на командировочные, а экспертам платят очень мало. И когда у эксперта маленькая зарплата, он подвержен определенным рискам - может выйти рассказать о том, что он разрабатывает. Поэтому мы здесь должны обратить внимание на стоимость тестового задания и командировочные, перераспределить финансы на них, потому что у нас всегда проблемы с качеством тестовых заданий.

По словам Дауленова, назрела необходимость полностью переходить на электронный формат сдачи документов на ЕНТ, чтобы максимально исключить бумажную волокиту, человеческий контакт, а значит, и коррупционные риски:

- У нас есть опасения, что где-то в отдаленных местах они все равно будут требовать приносить с собой документы, потому что где-то интернет плохо работает. Некоторые родители говорят нам, что расписка о приеме документов дана и гарантия качества условна. Но мы понимаем, что сегодня egov и другие системы работают, поэтому нет барьера для того, чтобы полностью внедрить систему онлайн-подачи документов при сдаче ЕНТ.

В свою очередь Дидар Смагулов отметил, что за счет отказа от командировок Национальный центр тестирования смог сэкономить 375 млн тенге за шесть месяцев прошлого года.

Как заявил следователь по особо важным делам первого департамента Агентства по противодействию коррупции Ренат АЙМУКАНОВ, сфера образования - одна из наиболее коррумпированных. В 2019 году в этой сфере было совершено 164 коррупционных преступления. Сумма ущерба составила 550 млн тенге, что вдвое больше, чем в 2018 году. Следователь напомнил о громком коррупционном преступлении экс-руководителя Национального центра тестирования Рамазана АЛИМКУЛОВА, который был осужден на 3,5 года лишения свободы за взятку в 5 млн тенге. Его заместитель Дархан ЖАКСЫБЕКОВ, получивший в качестве взятки автомобиль марки Toyota Camry стоимостью 8,8 млн тенге, осужден на 5 лет 3 месяца.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора и с сайта stan.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть