3006

Базар-вокзал

Актаусцы неоднозначно восприняли идею местных властей построить железнодорожный вокзал в центре города

Базар-вокзал

В Актау никогда не было вокзала - люди приезжают и уезжают на поезде с ныне действующего, расположенного в 20 км от города на станции Мангистау. Поэтому новость о строительстве железнодорожного терминала в черте города, казалось, должна была обрадовать людей. Но не тут-то было. Жители испытали шок, когда узнали, что вокзал хотят построить в микрорайоне 6А едва ли не впритык к жилым домам.

Власти аж с 2003 года обе­щают построить в Актау вокзал. Нынешний проект, как показали общественные слушания, им представляется довольно оптимальным. По предварительным данным, которые огласил Махмуд НУРГАЛИЕВ, представитель одной из немецких компаний, выступающей инвестором проекта (скорее всего, она будет затем и оператором), на его ре­ализацию потребуется около 15 млрд тенге. Правда, это без учета средств, которые необходимы для выкупа частных территорий и расположенных на этих участках объектов недвижимости, включая обыч­ные автогаражи более 250 горожан. При этом Нургалиев заверил, что выкуп будет производиться по рыночной цене.

Эскиз будущего вокзала.

Предполагается, что здание вок­зала будет небольшим - в день здесь собираются обслуживать максимум 10 пассажирских поез­дов.

- К будущему зданию вокзала на данном участке нам понадобится проложить всего лишь 2 км железнодорожных путей от существующего дорожного полотна. В других вариантах, которые нам предлагали, к примеру, построить вокзал в районе автоЦОНа, понадобится проложить уже 30 км полотна и сопутствующих путепроводов, а это удорожит проект на 50 млн долларов, - рассказал представитель инвестора.

В свою очередь член правления АО “Каскор-Транссервис” (заказчик проекта) Алтай БОРАШЕВ сообщил, что вокзал будет предназначен только для обслуживания пассажирских поез­дов, здесь не предусматривается формирование составов и стыковка вагонов - все эти маневры останутся на станции Мангистау.

- Аналогов таких проектов в Казахстане нет, - подчеркнул Борашев. - Это будет здание вокзала с подъездными железнодорожными путями и большим торгово-развлекательным центром, которые расположатся на 16 гектарах. Пока это предварительные слушания, нам важно узнать мнение горожан.

Свято место пусто не бывает, но горожане против.

Вопрос, который в первую очередь подняли горожане, - каким образом компания планирует разместить вокзал на такой маленькой территории впритык к жилым микрорайонам. Здесь в свое время были железнодорожный тупик и пути, по которым небольшие поезда развозили рабочих на различные промышленные предприятия. Однако в 2000-х эти заводы прекратили работу, и надобность в путях отпала - их разобрали, а половину территории станции потихоньку застроили различными магазинами, СТО, стоянками и прочими заведениями.

Но больше всего горожан волнуют вопросы безопасности. Дети многих жителей 22-го микрорайона Актау и поселка Приозерного учатся в школах, которые расположены во 2-м, в 6-м и 8-м микрорайонах. И их путь в альма-матер и обратно домой пролегает как раз через территорию будущего вокзала. А судя по представленному эскизу, там не предусмотрено ни одного наземного железнодорожного перехода. Немаловажный отрицательный момент для местных жителей и шумовой эффект, который будут создавать поезда.

На это представитель инвестора пообещал, что в случае одоб­рения проекта все высказанные претензии и нюансы будут учтены. Что касается шума, то, по словам Нургалиева, вдоль всей территории будут установлены шумопоглощающие стенды.

Однако эти обещания не особо успокоили горожан, многие из которых предложили властям не трогать старую часть города, и без того задыхающуюся от автомобильных пробок и уплотнительной застройки.

В месте, где предлагают построить вокзал, проложены трубы коммуникаций.

- Вокзал необходим, с этим никто не спорит, но с развитием Актау его целесообразно построить в новых микрорайонах, где есть огромные пустые территории, - говорили на общественных слушаниях горожане. - На Меловой все равно не получится обустроить большой вокзал, а маленький у нас уже есть - на станции Мангистау.

- Сейчас город развивается в северном направлении, целесо­образнее вокзал расположить там.

- Если инвестор не хочет тянуть далеко железнодорожные пути, а также готов выкупать участки у бизнесменов, то пусть строит вок­зал на базе Орса, которая находится рядом с городом.

Другие горожане высказались лишь за строительство развлекательного центра без вокзала. Звучали и такие мнения: построить на этом месте спорткомплекс или разбить парк с детскими аттракционами.

На общественных слушаниях зал был полон.

Еще один вопрос касался магистральных коммунальных сетей, которые проходят вдоль всей станции Меловой. С одной стороны здесь проложена наземная тепловая сеть, а с другой она под землей. Поэтому получить разрешение на капитальное строительство в этом районе никому долгое время не удавалось.

- Будем запрашивать наши коммунальные службы, есть ли у них возможность обеспечить этот объект водой, электричеством и прочими благами цивилизации. К нам обратились представители заказчика, которые попросили предоставить земельные участки именно в черте города, где можно построить вокзал. Рассмотрев все варианты, пока остановились на станции Меловой, - пояснил заместитель акима Актау Дастан БЕГЕНДИКОВ, добавив, что детальная планировка проекта будет проводиться с учетом общественного мнения.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау

Поделиться
Класснуть