2761

Платежи до востребования

Социальный фонд по выплате алиментов выбрал благотворительную модель деятельности. Это значит, помощь должникам-алиментщикам будет оказываться безвозмездно, но только в самых сложных ситуациях. Об этом вчера на брифинге сообщил министр юстиции Марат БЕКЕТАЕВ.

Платежи до востребования

Средства в социальном фонде по выплате алиментов, напомним, будут аккумулироваться исключительно за счет взносов частных судебных исполнителей (ЧСИ).

Как рассказал глава Минюста, существует две модели действия такого фонда помощи: кредитная и благотворительная. Кредитная модель предполагает принцип работы, похожий на банковский.

- К примеру, появились проблемы у человека. Чтобы платить алименты, он приходит и говорит: у меня была работа, но я попал под сокращение, через три месяца пройду обучение, потом выйду на работу, дайте мне на этот период ссуду, я ее верну с процентами. Вот это алиментный фонд, который работает в Финляндии, - сказал Бекетаев.

Но в Казахстане выбрали благо­творительную модель.

- Деньги дают без возврата. Может, когда-нибудь возврат будет, но практически никогда этого не происходит. Но деньги не даются всем и всегда, они даются в самых сложных случаях, когда тяжелая болезнь или совсем бедственное положение и нет других возможностей. Думать о том, что будет создан фонд и все долги закроются чудесным образом, это не так! - предупредил министр.

Решение о выдаче или невыдаче средств, по его словам, будет принимать специальный совет, куда войдут люди с хорошей репутацией. Работа по созданию фонда начата, но механизмы еще дорабатывают.

- Нельзя делать выплаты неограниченными. Допустим, кому-то 100 тысяч тенге, а кому-то - 500 тысяч тенге. Здесь тоже должны быть выработаны подходы: в зависимости от потребности платить или всем одинаково, - отметил Бекетаев.

При этом Марат Бакытжанович посетовал, что некоторые женщины ведут себя не совсем честно:

- Многие женщины приходят и эмоционально говорят: почему государство не заботится о моих детях? На вопрос о том, платит ли им государство пособия, отвечают отрицательно. Тогда я им предлагаю вместе поехать в акимат и оформить полагающиеся пособия. Отказываются! Начинаем выяснять - оказывается, получают!

В свою очередь вице-министр юстиции Алмат МАДАЛИЕВ сообщил, что всего на данный момент имеется 200 тысяч исполнительных производств по алиментам, из них проблемными - с просрочками и неплатежами - являются 13 тысяч:

- В основной массе все вовремя выполняют свои обязательства. Но иногда люди на такие действия идут... Он готов заплатить кому-нибудь взятку, лишь бы не платить алименты! При этом у него есть деньги, ездит на джипе.

Алмат Мадалиев также рассказал, что введен рейтинг частных судебных исполнителей, который позволит гражданам выбирать наи­более эффективных. Кроме того, разработаны поправки в законодательство, согласно которым предлагается убрать территориальную привязку в деятельности ЧСИ. Это значит, их можно будет выбирать, невзирая на место проживания, если, конечно, поправки примут.

В планах Минюста - обеспечить органы судебной экспертизы служебными помещениями, отвечающими высоким стандартам и требованиям. Ранее Агентство по противодействию коррупции возмущалось, что в департаментах юстиции не соблюдаются требования к хранению изъятого контра­фактного товара - он хранится в гаражах, подвалах или служебных кабинетах. По словам Мадалиева, в Костанайской и Западно-Казахстанской областях акиматы выделили здания площадью 549 и 3772 квадратных метра соответственно. В Актобе для строительства здания института судебных экспертиз за счет средств местного бюджета разработана проектно-сметная документация на сумму 94,6 млн тенге и выделен земельный участок в полтора гектара. Для строительства здания в Нур-Султане выделен 1 млрд 462 млн тенге, объект обещают сдать в 2021 году. Планируется также строительство института судебных экспертиз в Шымкенте.

Отвечая на вопросы журналистов, Алмат Мадалиев рассказал, что в 2019 году в зарубежных арбитражных и судебных разбирательствах защищены интересы Казахстана по 26 делам на общую сумму более 2 млрд долларов. Сейчас рассматриваются четыре новых дела.

Как отметил Марат Бекетаев, каждый доллар, потраченный на услуги иностранных юристов, принес 60 долларов:

- Это хороший показатель, во много раз перекрывающий общемировые стандарты. Когда берут отдельную сумму, которая заплачена конкретному консультанту на конкретный кейс, и ужасаются, скажу, что скупой платит дважды. Хорошее дешевым быть не может. Нужно привлекать только топовых юристов.

По словам министра, на процесс, где против Казахстана выступают три партнера с общим стажем 50-60 лет, республика должна выставлять таких же сильных партнеров с хорошей речью и опытом.

- Если на нашей стороне будет выступать молодой партнер, который подешевле, то арбитры его будут воспринимать иначе. Авторитет выступающего имеет большое значение на слушании, но это стоит дорого. Можем ли мы рисковать деньгами налогоплательщиков и нанимать кого-то дешевле? Это сложное решение, и его непросто принимать, но нам нужно максимально защищать интересы страны и деньги налогоплательщиков, - подчеркнул Бекетаев.

В свою очередь Мадалиев отметил: если бы Казахстан не тратился на зарубежных юристов, то мог бы потерять больше денег, потому что имущественные исковые требования к Казахстану исчисляются огромными суммами.

- Если посмотреть на сайт Международного центра по урегулированию споров, то Казахстан не один. Против 86 стран предъявлены иски, из них 82 нанимают консалтинг, оставшиеся четыре не нанимают. У этих четырех стран положение так себе. Ярким примером является Аргентина, где с 1995 года почти 90 процентов кейсов проиграно. Они хотели сэкономить, - заключил вице-министр.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото с сайта sputniknews.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть