1298

“Ак жол” против скрытого налога

Обязательная маркировка товаров в Казахстане неминуемо приведет к удорожанию товаров не менее чем на 10 процентов. Затраты на маркировку только семи товарных позиций составят порядка 19 млрд тенге, которые бизнес включит в конечную цену товаров. Такие опасения выразила мажилисвумен Дания ЕСПАЕВА в своем запросе на имя министра торговли и интеграции Бахыта СУЛТАНОВА.

“Ак жол” против скрытого налога

В среду на пленарном заседании мажилиса, зачитывая запрос, депутат отметила, что в этом году вступило в силу соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.

- При обсуждении данного соглашения фракция “Ак жол” не поддержала его ратификацию. Однако мы остались в меньшинстве при голосовании. Мы отмечали, что введение обязательной маркировки фактически является дополнительным налогом и этот скрытый налог направляется не в бюджет государства, а в пользу частных коммерческих компаний, - заявила Еспаева.

В Казахстане в обязательном порядке маркируются пока только изделия из натурального меха, в пилотном режиме производится маркировка табачной, алкогольной продукции и лекарственных препаратов. В России в 2019 году введена обязательная маркировка на ряд товаров повседневного спроса, в том числе на пищевые продукты, а к 2024-му планируется тотальная маркировка всех без исключения товаров.

- В России предприниматели начинают понимать неоднозначное влияние маркировки. Так, Союз производителей молока дал оценку затрат на внедрение маркировки в молочной отрасли. По их расчетам, единовременные инвестиции в маркировку составят около 25 млрд рублей, а затем на нее будет уходить около 20 млрд руб­лей в год. При этом надо учесть, что в 2018 году чистая прибыль молочной отрасли России составила 35 млрд рублей, то есть 57 процентов чистой прибыли наши соседи-молочники будут ежегодно тратить не на развитие, а на поддержку системы учета товара, - полагает депутат.

Она напомнила, что представители казахстанских и российских бизнес-ассоциаций выступили против обязательной маркировки товаров, поскольку это неизбежно приведет к удорожанию продуктов более чем на 10 процентов. При этом данные затраты бизнес переложит на потребителя.

Казахстанские представители безалкогольных напитков, соков также подсчитали расходы на комплекты оборудования и программного обеспечения. По их расчетам, для крупных производителей затраты составят до 428 млн тенге, для средних - до 171 млн тенге, для малого бизнеса - 1,6 млн тенге, а для дистрибьюторов - 3,7 млрд тенге.

Между тем российская сторона неуклонно расширяет перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке. Согласно соглашению “О маркировке товаров” преду­смотрено право каждой страны самостоятельно вводить обязательную маркировку тех или иных товаров на своей территории. Однако товары других членов ЕАЭС, чтобы попасть на территорию иной страны, также будут обязаны выполнять требования маркировки.

- При маркировке только семи товарных позиций бизнес потратит 19 млрд тенге за год. А с расширением перечня нагрузка на экономику и наших граждан будет возрастать все больше, - возмутилась парламентарий.

По ее словам, с учетом правила консенсуса при голосовании в Евразийской экономической комиссии Казахстан должен взять на себя смелость и воспрепятствовать необоснованному расширению перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке. Речь идет о защите национальных экономических интересов нашей страны, подчеркнула Еспаева.

Лэйла ТАСТАНОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть