5400

Бремя расчётов

Новая графа в квитанциях на оплату комуслуг “ремонт по программе развития регионов” некорректная и вводит людей в заблуждение, считает первый вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ.

Бремя расчётов

Алматинка Гульнара АБДУЛЛИНА, проживающая в многоквартирном жилом доме по улице Жибек жолы, обнаружила в своей ноябрьской квитанции новую строку “ремонт по программе развития регионов” и счет к оплате - 2951 тенге. При этом отдельной строкой указано: “общий долг - 295 199,15 тенге”. И это при том, что женщина ежемесячно делает взносы на капитальный ремонт дома, соответствующая строка тоже есть в квитанции.

- Я оплачиваю текущие расходы на содержание общедомового имущества, плачу за предстоящий капитальный ремонт нашей многоэтажки. Еще и за регионы платить?! Откуда взялась эта строка? - задалась вопросом алматинка и попросила нас разобраться.

В это же время в редакцию обратились жильцы другого дома, уже по улице Мауленова. В их квитанции с недавних пор тоже появилась новая строка. И выставлен счет к оплате на сумму 6 589,15 тенге.

Председатель РОО “Общес­твенный защитник” и член рабочей группы при мажилисе по обсуждению законопроекта “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства” Виктор СЫЗДЫКОВ удивился новой строке не меньше самих жителей тех домов.

- В действующем законе такого нет. Подозреваю, что так называют проведенный ремонт по программе модернизации жилья, которую перенесли в программу развития регионов. И все же формулировка услуги абсурдная, - поделился своим мнением эксперт. - Мы, к слову, предупреждали депутатов парламента, что предоставляемый трехлетний переходный период для ликвидируемой формы КСК с заменой их на объединение собственников имущества (ОСИ) вызовет злоупотребления со стороны председателей кооперативов, которые будут придумывать новые сборы с жителей для личного обогащения.

Мы отправили квитанции наших жителей первому вице-министру индустрии и инфраструктурного развития Каирбеку Ускенбаеву. Ведь именно это ведомство разработало законопроект, призванный урегулировать проблемные вопросы в сфере управления и содержания многоквартирных жилых домов. Кстати, сам документ недавно сенат вернул в мажилис на доработку.

Для первого вице-министра новая строка тоже стала неожиданностью! Он пообещал выяснить всю информацию и сдержал обе­щание: буквально через пару дней прислал в редакцию “Времени” такой ответ: “По жилому дому № 81 по пр. Жибек жолы в 2019 году в рамках государственной программы развития регионов до 2020 года произведена замена семи лифтов на общую сумму 46 925 000,0 тенге. Возврат денежных средств осуществляется с октября 2019 года.

Жилой дом № 129 по улице Мауленова отремонтирован в 2019 году в рамках программы. Виды работ - капитальный ремонт кровли и фасада, общая стоимость - 19 461 641,32 тенге. Возврат денежных средств осуществляется с ноября 2019 года.

Для того чтобы собственники квартир могли контролировать ход погашения задолженности, в квитанциях на оплату коммунальных платежей в строке “ремонт по программе развития регионов” указывается как основная сумма (на 180 месяцев), так и сумма ежемесячного платежа”.

- Но строка записана некорректно в обоих случаях и вводит людей в заблуждение. Сами создаем проблемы на ровном месте, - поделился своим мнением Каирбек Ускенбаев. - Надо было так и писать: в первом случае - “замена лифтов”, во втором - “за проведенный ремонт”. И у людей вопросов бы не возникало.

Теперь понятно: программа такая действительно есть. Но вопросы по поводу ее реализации еще остались. К примеру, такой: почему возникла путаница с программой развития регионов и ремонтом многоэтажек? Напомним, норма накопления на капремонт была введена в закон о жилищных отношениях еще в 2011 году и предполагает отчисления в расчете 0,02 процента МРП за один квадратный метр полезной площади квартиры с каждого собственника жилья.

В управлении жилищной политики Алматы нам пояснили: поскольку у жильцов многоэтажек изначально не было денег на капремонт домов, параллельно с введением нормы накопления была принята программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2020 годы, которая позже была объединена с программой развития регионов до 2020 года.

- Собственники могут провести ремонт, накопив на сберегательном счете деньги или же единовременно оплатив услуги подрядной организации, но мы понимаем, насколько это затруднительно для социально уязвимых слоев населения, - отметил руководитель управления жилищной политики Алматы Мейржан ОТЫНШИЕВ. - А благодаря этой программе государство выделяет деньги на ремонт общего имущества объекта кондоминиума (кровли, фасада, подъезда, подвала с инженерными сетями, а также на замену лифтового оборудования), а жители возвращают затраченные средства в течение 7-15 лет без надбавок и процентов.

Главное условие начала реализации этой программы - решение общего собрания. Если 51 процент собственников квартир дома проголосует “за” и все это дело как положено оформит протоколом, скрепит подписями и печатью, то ремонтным работам быть, даже если кто-то из меньшинства против. Есть и альтернатива общему собранию (когда невозможно собрать жильцов) - письменный опрос, то есть сбор мнений и подписей на опросных листах поквартирно.

Жильцы дома по улице Мауленова вспомнили: действительно, общее собрание проходило, ремонтные работы проводились, но только все это было весной. Счет же на оплату выставили поздно, уже тогда, когда все подзабыли. А вот обитатели дома на пр. Жибек жолы уверяют, что ничего не знали о замене лифтов: их просто поставили перед фактом, выставив в квитанциях счет к оплате.

Председатель КСК “Арбат” Зинаида ПЕТРОВА категорически не согласна с жителями. По ее словам, все прошло в рамках закона.

- Лифты давно пора было менять - им уже 40 лет, хотя срок эксплуатации - 25 лет. Подписи собирали год назад, в каждую квартиру заходили представители инициативной группы. Подписей “за” было собрано более 70 процентов. Правда, счета выставили поздно, два месяца ждали. Говорили, что не готово.

- А кто выставлял счет к оплате?

- “Алматы тұрғын үй” (ТОО, учредителем которого является акимат Алматы. - Е. Т.). Меня нельзя обвинить в том, что я навариваюсь за счет жильцов: я не имею никакого отношения к расчетам, они проводились ТОО “Алматы тұрғын үй” и ТОО “Алматылифт”, с которыми наш КСК заключил трехсторонний договор на 15 лет. Кстати, я сама недоумевала, почему в квитанциях не написали “модернизация лифтов” или “замена лифтов”, ведь так было бы понятнее. Но мне сказали, что так нельзя. Вот и приходится теперь всем объяснять…

В ТОО “Алматы тұрғын үй” вопрос “Времени” встретили в штыки

- Мы не печатаем квитанции, это делают в ТОО “АЛСЕКО”. Мы им высылали письма по каждому дому, чтобы они включили в счета графу “за капитальный ремонт по программе развития регионов до 2020 года”. Мы обращались к ним, просили указывать именно так, но они печатают так, как положено по договору, - отрезал мой собеседник по телефону.

Что ж, неприязнь к журналистам понятна: несколько лет назад наша газета писала о том, как эта государственная контора незаконно сдавала в аренду нежилые помещения в многоэтажках, которые, вообще-то, по закону являются общедомовой собственностью жильцов (см. “Фирменный развод” от 13.6.2019 г.).

Обратились мы с вопросом, кто же отвечает за написанное в квитанциях, и в IT-компанию “АО “АЛСЕКО”.

- Всю информацию, которая отпечатана в счете-квитанции, нам предоставляют поставщики услуг. Они же несут ответственность за предоставленную информацию, вносят любое изменение в счета-квитанции (Ф.И.О. собственника недвижимости, количество проживающих, счетчики, прочее), - пояснили “Времени” в IT-компании. - АО “АЛСЕКО” не вправе самостоятельно производить изменения информации в счете-квитанции.

В общем, как это часто бывает, все перекладывают ответственность друг на друга. В итоге страдают конечные потребители - простые собственники квартир.

А могут ли они отказаться платить по новой строке? Этот вопрос мы задали заместителю председателя ассоциации КСК Алматы Тимуру КЫДЫРГУЖАНОВУ, который отработал три года в ТОО “Алматы тұрғын үй” юристом:

- Сначала жители могут обратиться в КСК и потребовать, чтобы им предоставили запротоколированное решение собрания об участии в программе развития регионов, саму заявку органа управления, которую управдом направил в ТОО “Алматы тұрғын үй”, протокол об утверждении сметы работ по программе, договор с генподрядчиком и подрядными организациями. Оператор гос­программы - управление жилищной политики. Оно, как госорган, не имеет права вступать в рыночные отношения, поэтому генподрядчиком выступает “Алматы тұрғын үй” - ТОО со 100-процентным участием государства - и привлекает для работ субподрядчиков. Отказаться платить жильцы не могут, но имеют право подать в суд и на КСК, и на ТОО “Алматы тұрғын үй” с требованием признать протоколы и договоры недействительными, если в них сомневаются.

- Первые ремонтные работы в 2011 году были проведены, мягко говоря, некачественно, - признает Кыдыргужанов. - Тогда это был пилотный проект, в Алматы им занималась команда из Шымкента. Люди, недовольные качеством работ и вообще этой программой, стали судиться. Однако по факту ремонт все же был проведен. То есть жители, когда видели, что начались работы, должны были обратиться в свой орган управления, потребовать разъяснений. И если не хотели ремонтных работ, то должны были как-то воспрепятствовать им - вызвать полицию, например.

Можно, конечно, провести экспертизу качества ремонта, но это стоит дорого: минимум 900 тысяч тенге. И если эта экспертиза покажет, что работы проведены не по СНиПам, то суд либо выдаст предписание об устранении всех нарушений, либо заставит вернуть деньги государству и собственникам (если с них уже начали высчитывать), - резюмировал наш эксперт.

Программа работает по такой схеме: государство выделяет генподрядчику транш. После проведения ремонта деньги должны вернуться: “Алматы тұрғын үй” оформляет договор с “АЛСЕКО”, те согласно смете и графику погашения платежей выставляют счет собственникам квартир. Малоимущие могут обратиться в компанию с заявлением продлить им срок оплаты, в результате снизится размер ежемесячной суммы. А уже на возвращенные деньги компания проводит следующий ремонт.

Но, по словам Кыдыргужанова, всегда были сложности у экономического отдела компании: допустим, ремонт провели в марте, а счета на оплату жителям выставляли в октябре. Совсем как у героев нашей статьи.

- В “Алматы тұрғын үй” долго не могли рассчитать график погашения задолженности по квадратуре, потому что у многих председателей КСК элементарно не было пас­портов домов и сведений о площади квартир собственников. А восстанавливать паспорт накладно, - пояснил причину позднего выставления счетов Кыдыргужанов. - Чтобы программа работала как надо, нужна инициативность собственников квартир. У них же и полный карт-бланш: они сами могут выбрать и компанию, и смету, и контролировать ход работ, и принимать их. А как происходит на деле? Я не удивлюсь, если “Алматы тұрғын үй” вручает пяти инициативным жителям листы, они ходят по квартирам, собирают подписи. А проголосовали люди в итоге или нет - неизвестно. Ни у управления жилищной политики, ни у “Алматы тұрғын үй” нет доступа к базе департамента юстиции. Перепроверить данные каждого собственника очень и очень сложно.

Вот мы и вернулись к золотому правилу благополучного проживания в многоэтажках: вся власть - владельцам!

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее