Кирдык “вокзальной мафии”?
Мажилис предложил ввести серьезные штрафы за перепродажу железнодорожных билетов. Разработчики нормы рассказали о случаях, когда максимальная цена билета в 16 тысяч тенге на поезд из столицы в Алматы при перепродаже возрастала до 100 тысяч!
Председатель мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН в минувшую среду на пленарке возмутился тем, что в законопроекте по вопросам железнодорожного транспорта, одобренном в первом чтении в тот день, нет ни одной нормы для наказания перекупщиков. А существующий штраф в 5 МРП (12 625 тенге) для помогаек он сравнил с комариным укусом: эти деньги отбиваются с первого же перепроданного билета. Нигматулин потребовал к второму чтению законопроекта разработать реальные санкции.
Рабочая группа по проекту закона уже вчера предложила новые, более жесткие меры за незаконную торговлю и перепродажу билетов на железнодорожном транспорте. Так, для граждан штраф может составить 100 МРП (в этом году это 252,5 тысячи тенге), для малого бизнеса - 150 МРП, а для крупного предпринимательства - 250 МРП.
Если спекулянт попадется во второй раз, то штраф составит 200 МРП (505 тысяч тенге в 2019 году) для простых казахстанцев, 300 МРП - для субъектов малого предпринимательства и 500 МРП для крупного бизнеса. Представители Минфина, МВД и Генпрокуратуры с суммами согласились.
На заседании рабочей группы депутаты рассказали друг другу, что статья за нарушение правил продажи ж/д билетов существовала в Казахстане, но несколько лет назад ее декриминализовали, посчитав это мелким преступлением. Помогаек стали привлекать к ответственности только по статье “приставание в общественных местах”, которое и сулило штраф в 5 МРП, причем это только за повторное нарушение. На первый раз транспортный контроль обязан сделать только предупреждение спекулянту.
По мнению нардепов, перекупщики наносят большой ущерб стране. В этом году из-за них многие туристы не могли попасть на Алаколь. А на праздники и в летний отпуск столичным жителям приходится добираться на поезде из Нур-Султана до Алматы и обратно по взвинченным ценам, разница иногда достигает 6-7 раз!
Между тем в некоторых странах Европы с перекупщиками не церемонятся, а сразу сажают их в тюрьму.
- Мы обсуждали этот вопрос и решили, что вводить уголовную ответственность нецелесообразно. Меры воздействия должны быть дифференцированы в зависимости от степени общественной опасности правонарушения. Уголовная ответственность - это уже общественно значимое деяние. Если я наварился на одном человеке, то серьезным общественным деянием это назвать сложно. Я должен 100 человек обуть, при этом еще нужны серьезные доказательства. А в административном плане транспортному контролю достаточно спросить у клиента: он предлагал билет? Если да, то этого достаточно, чтобы привлечь этого человека к ответственности здесь и сейчас. Но посмотрим на практику, год-два пройдет - может, вернемся к теме уголовной ответственности, - прокомментировал член рабочей группы Павел КАЗАНЦЕВ.
Парламентарии отмечают, что перекупщики вместе с кассирами и проводниками навариваются на незнании пассажиров.
- Вот, например, очень многие организации по закону имеют бронь в поездах для срочных случаев: правоохранительные органы, ЧС, администрация президента, правительство. Но они далеко не все выкупаются. И за четыре часа (до отправления поезда. - Т. Г.), когда уже ясно, что у них срочной поездки нет, эта бронь выходит в свободную продажу. И вот жульничество на этом ловит свой процент, - посмеивается Казанцев. - Посредник, зная, что на брони есть еще 20 билетов, предлагает всем купить их за два номинала. По-хорошему человек мог бы зайти в кассу и купить бронь, но подавляющее большинство людей не знает, что за четыре часа до отправления поезда выкатывается бронь.
В ходе заседания многие не уставали повторять, что чаще передвигаются на поездах, чем на самолете, и знают все неприятные прелести железной дороги.
- Многие, наверное, думают, что мы не ездим на поездах, а по сути мы очень часто передвигаемся на поездах и поэтому видим, что вагоны устаревшие, грязные. Я хорошо знаю эту сферу! Я работал три года проводником в юности на поездах Алматы - Ленинград, Алматы - Москва и Алматы - Саратов. В какой чистоте мы держали вагоны! И даже если старый, он был теплым и чистым. А сейчас и того нет, - ностальгировал председатель комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Нуртай САБИЛЬЯНОВ.
Разработчики сообщили, что закон против “железнодорожной мафии” должен вступить в силу 1 января нового года. И тогда, как они говорят, спекулянты будут повержены.
Тогжан ГАНИ, фото Владимира ЗАИКИНА, Нур-Султан