2659

Водная артерия как двигатель экономики

На XVI казахстанско-российском форуме приграничного сотрудничества с участием президентов Казахстана и России аким Павлодарской области Булат БАКАУОВ попросил решить на правительственном уровне проблему с углублением дна Иртыша между казахстанским Урлютобе и российским Омском.

Водная артерия как двигатель экономики

- В 70-80-х годах прошлого века внутренний водный транспорт перевозил до девяти миллионов тонн грузов в год по Иртышу, - напомнил Булат Бакауов. - Сегодня же из-за габаритов судового состава и отсутствия соответствующих глубин грузоперевозки по реке развиваются недостаточно активно. Между тем ярким примером успешного использования речного потенциала была доставка двух реакторов гидроочистки дизельного топлива весом более 500 тонн для модернизации Павлодарского нефтехимического завода.

Поясним: уникальную операцию по доставке реакторов высотой с восьмиэтажный дом, каждый из которых весит 550 тонн, павлодарские нефтепереработчики провели в 2016 году. Изготовленные в Южной Корее на заводе Hyundai Heavy Industries в июле реакторы уже в собранном виде в порту Мипо южнокорейского города Ульсана были погружены на зафрахтованное в Нидерландах судно специального назначения Happy Dover и преодолели по морю, по Оби и Иртышу около 15 тысяч километров.

По Северному морскому пути через Японское море и Берингов пролив реакторы доставили до порта Мыс Каменный (Россия). Как отметили тогда представители транспортно-логистической компании Slk Kukbo, организовавшей доставку груза, это самый короткий транспортный путь из Азии в Европу, а благодаря павлодарцам он стал новым международным торговым маршрутом. Затем реакторы перегрузили на речные баржи, которые прошли из Нового Порта (бухта Находка) через Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Омск в Павлодар. Специалисты отслеживали весь этот маршрут в режиме онлайн.

Водный путь занял два с половиной месяца. Чтобы принять такое крупногабаритное и сверхтяжелое оборудование на суше, пришлось построить специальный причал на берегу Иртыша в пригороде Павлодара - селе Мичурино. Груз доставили туда в октябре. Дальше сверхтяжелые реакторы предстояло переправлять 19 километров по земле. Этот процесс занял еще почти два месяца. ПНХЗ построил специальную подъездную дорогу длиной два километра от причала до республиканской трассы М38 и укрепил дорожное полотно на всех 19 километрах. Вес автопоезда с грузом составил более 700 тонн. Чтобы дорога его выдержала, потребовался специальный автотранспорт - по 128 колесных пар у каждой машины.

Наземная операция по доставке реакторов поразила всех, кто стал ее свидетелем. Транспортеры с грузом торжественно двигались со скоростью пять километров в час. По маршруту их движения перекрывали международную трассу Павлодар - Омск, по согласованию с городскими властями отключали линии электропередачи и наружные трубопроводы, которые размыкали, а после прохождения груза вновь восстанавливали. Такой грандиозной операции по доставке груза в стране еще не видели. Монтировали реакторы-исполины на предприятии с помощью крана грузоподъемностью 1350 тонн, арендованного у российской компании “СВ Транс логистик”.

В интервью российским СМИ Булат Бакауов отметил, что по реке из Павлодара в Омск можно поставлять щебень. Ежегодная потребность Омской области в щебне составляет около двух миллионов тонн.

Ольга ВОРОНЬКО, фото из архивов Павлодарского нефтехимического завода, Павлодар

Поделиться
Класснуть