6789

Жажда ничто, статус - всё

Вчера депутаты мажилиса озадачились вопросом: кого считать педагогами и с какого именно момента? Они беспокоятся, как бы “левые” казахстанцы не получили те социальные гарантии, на которые парламент вместе с правительством расщедрится в будущем законе “О статусе педагога”.

Жажда ничто, статус - всё

Не отразив в нем реальных чаяний учителей - пенсии по выслуге лет, заработной платы не ниже средней по стране, льготной ипотеки без первоначального взноса, доплат за ученые звания доцента и профессора, - мажилисмены на рабочей группе уже спорят, на кого распространить заложенные в законопроекте средства. Напомним, в нем есть такие финансовые поощрения, как доплата в двукратном размере за классное руководство (около 5 тысяч тенге) и проверку тетрадей (9 тысяч), надбавка за наставничество в размере одного БДО (базовый должностной оклад, 17 697 тенге), а также доплата в 10 МРП за степень магистра и оздоровительное пособие к отпуску.

О реальном статусе педагогов в стране говорили вчера в мажилисе. За главным овальным столом вальяжно сидели депутаты и представители минис­терств, а у стенки, за колоннами, сбившись в небольшую кучку, ютились учителя школ и вузов. Но сидели они как пассивные слушатели. На вопрос, чьи вы, ответили, что это состав, утвержденный управлением образования столицы.

Минобразования и науки предлагает, чтобы законопроект “О статусе педагога” распространялся на всех преподавателей, осуществляющих деятельность в организациях образования, в том числе в сферах здравоохранения, соцзащиты населения, культуры, физкультуры и спорта, а также на военных. Депутаты с этим не согласны.

- Мы постоянно будем спотыкаться об эту норму! Потому что мы под формулировку “педагог” сделали всех, начиная от воспитателя, педагогов младших и старших классов, вузов, военных академий, коррекционных классов, системы здравоохранения. Я так думаю, что когда Елбасы говорил об этом, он имел в виду учителей, понимаете? Потому что всем одинаковое “давайте”, сами понимаете, нельзя - есть ученая степень, а есть воспитатель, который просто педколледж окончил. Это совершенно разные вещи! - выступила депутат Загипа БАЛИЕВА.

Участники решили подумать, кого считать педагогами. Еще больше вопросов возникло при определении “лица, имеющие статус педагога”.

- Кто будет носить статус педагога со всеми вытекающими социальными гарантиями?

- С какого момента начинается и заканчивается статус? С момента получения диплома? Или когда подтверждают квалификацию?

- А если получил допуск, но не пошел на работу? А если уволился и пока не устроился на работу? - спорили депутаты, перебивая друг друга.

После бурных объяснений было решено, что статус педагога получат граждане только со дня принятия на работу на основании трудового договора и утратят его со дня прекращения трудовой деятельности в организациях образования. Разобравшись с понятиями, депутаты перешли к серьезным вопросам.

Так, к норме “не допускается привлекать педагога к работам, не свойственным его профессиональным обязанностям” депутат Ирина СМИРНОВА предложила добавить: “не допускается привлекать к проведению конкурсов, организуемых частными организациями, учреждениями и фондами”.

- Проведение тематических конкурсов - это все-таки свойственно педагогам, но учителя жалуются, что их принуждают целыми классами принимать участие в таких мероприятиях, заставляя организовывать сбор средств с учеников. Плата за участие в этих конкурсах составляет от 500 тенге и выше с каждого ученика-участника, - убеждала она, и ее поправку включили в законопроект.

Сейчас эта рабочая группа заседает по два раза в неделю, такая частота объясняется тем, что законопроект кровь из носу необходимо принять до конца года.

Тогжан ГАНИ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее