9169

Алматы: перезагрузка

Во вторник, спустя ровно три недели после нагоняя, который устроил глава государства в столичном акимате на совещании по вопросам развития Нур-Султана, очередь дошла и до властей Алматы. Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ был так же суров, краток и красноречив.

Алматы: перезагрузка

Руководители городских управлений, акимы районов и даже министры собрались на совещание по социально-экономическому развитию Алматы в городском акимате примерно за час до начала мероприятия. Переговариваясь, пролистывали свои на всякий случай приготовленные доклады (они, к слову, пригодились далеко не всем). Ровно в 10.15 в зал вошли Касым-Жомарт Токаев и аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ.

Первым был доклад градоначальника. Не буду пересказывать достижения в развитии города, тем более что в ходе дальнейшего обсуждения не все оказалось так успешно, как доложил Бакытжан Абдирович. Говоря о планах, он поведал, что в ближайшие три года город будет абсолютно полностью обеспечен центральным водоснабжением, будут благоустроены все дворы. На окраинах уже построили 33 км новых дорог, к которым в следующем году добавят еще 120 километров. В том же 2020-м начнут строительство 15 новых школ и 11 пристроек к существующим, 12 государственных и 400 (оцените цифру!) частных детских садов, появятся новые врачебные лаборатории. С нового года власти возобновят движение электрички, которая курсировала между Капшагаем и Алматы.

- Уже есть наработки с КТЖ о строительстве железной дороги для электричек. Просим поручить правительству и фонду “Самрук-Казына” проработать вместе с акиматом этот важный социальный проект и начать его поэтапную реализацию, - обратился к Токаеву Сагинтаев.

А дальше - про развитие метро, покупку автобусов, оснащение больниц... Слушала все это, и меня не покидало ощущение дежавю. Но, может, на этот раз действительно все получится?

Градоначальник все время подчеркивал дисбаланс в развитии центральных и окраинных районов Алматы, сообщил, что для реализации стратегии “Город без окраин” потребуется более 800 млрд тенге инвестиций из различных источников, и попросил президента рассмотреть и утвердить комплексный план “Новый Алматы” на 2020-2024 годы.

Мантра предыдущего акима “Город для людей” не прозвучала ни разу. Видимо, о ней благополучно забыли. Потом было еще несколько докладов представителей министерств, после которых о своем видении развития Алматы стал говорить сам президент. И вот что он сказал...

О медобслуживании

- 63 процента горожан недовольны качеством медицинского обслуживания, выросла материнская и младенческая смертность, проблемой остается оснащение больниц и поликлиник, - перечислял проблемы глава государства. - В городе наблюдается низкий уровень внедрения корпоративного управления в здравоохранении, это приводит к непрозрачности деятельности, коррупционным рискам в государственных медицинских организациях. Заместитель акима Ержан Жалбакович (БАБАКУМАРОВ. - О. А.)...

Тот тут же подскочил с места.

- …на сегодняшний день Алматы занимает 16-е место из 17 по стране по этому показателю. Объясните, в чем причина такого положения?

- Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, система здравоохранения является одним из приоритетов нашей работы, - и далее отчет о том, что уже было сделано. - Вот мониторинг…

Бабакумаров выскочил из-за трибуны и положил на стол президенту бумаги.

- Мониторинги и прочие документы вы любите готовить, я знаю, - улыбнулся Токаев.

- Это я на всякий случай взял с собой. Что касается корпоративного управления, то на базе всех поликлиник в марте 2019 года были созданы наблюдательные советы. Но на первом этапе получился междусобойчик, когда в них вошли в основном первые руководители этих учреждений. То есть они наблюдали сами себя. В этой связи советы были распущены и в 60 процентах созданы новые, сейчас мы проводим конкурс во всех остальных. Теперь что касается детской стоматологической поликлиники…

Вспомнил о ней замакима не случайно: один из предыдущих докладчиков упомянул, что ее приватизация вызвала недовольство среди горожан.

- Вопрос приватизации очень важен, - продолжил Бабакумаров. - С учетом опыта, который имеется в городе, мы разрабатываем общие подходы, на основе которых разработаем комплексный план, чтобы не скомпрометировать идею приватизации и развитие ГЧП.

- Можно, я добавлю, - попросил слова Сагинтаев. - Есть комплексный план (Минздрава. - О. А.), в котором говорится, что большие клиники необходимо передавать в управление. Я, как аким города, пока приостановил его реализацию. В основном на управление претендуют главные врачи. Довели больницу и ее же хотят взять под управление. Поэтому от греха подальше мы все приостановили. Пока не появятся нормальные управляющие с именем, которые знают, как это дело вести.

Об образовательном процессе

В Алматы не хватает более 30 тысяч ученических мест.

- Мне доложили, что в классах 173-й школы количество учеников выросло почти до 50, - заметил Токаев. - За пять лет построено всего пять новых школ на 4200 мест, то есть одна школа в год. Наверное, это неудовлетворительный показатель, согласитесь. Количество детей будет только увеличиваться, поэтому готовить соответствующую инфраструктуру нужно уже сегодня.

Обратил президент внимание и на то, что лишь пять процентов школьников охвачены бесплатным горячим питанием (это в 10 раз меньше, чем в столице), и поручил в срочном порядке решить вопросы изыскания средств на эти социально ориентированные проекты.

Об экологии...

- Жители Алматы на протяжении многих лет высказывают обеспокоенность по поводу качества воздуха, - продолжал глава государства. - На автотранспорт приходится 60 процентов выбросов, поэтому необходимо завершить работу по переводу общественного транспорта на газ или иные экологичные виды топлива (речь об электроавтобусах. - О. А.). Это мировая тенденция. Нам тоже нужно на них переходить, тем более в этом городе.

- Их стоимость выше, чем обычных, - заметил Сагинтаев.

- На сколько процентов?

- По-разному. Это потом ложится на бюджет в части субсидирования, перевозчики не всегда соглашаются. Сейчас готовится на выход 10 электробусов. На следующий год у нас много желающих…

- Займитесь, Алматы нужны чистые технологии. Все остальное решаемо, - распорядился Токаев.

После этого речь зашла об устаревшем оборудовании ТЭЦ и переводе ее на газ. Разработана “дорожная карта” по реализации этого проекта.

- Нужно не затягивать подготовительные мероприятия и в ближайшее время приступить к работе с учетом обоснованности всех затрат из бюджета, - дал еще одно поручение Касым-Жомарт Кемелевич. - Правительство должно взять этот вопрос на контроль. Акимам Алматы и Алматинской области закончить газификацию частного сектора.

… и зеленых насаждениях

- Горожане негодуют по поводу вырубки зеленых насаждений, я разделяю их чувства. Есть вопиющие факты уничтожения яблоневых садов! - выразил недовольство президент. - Такое варварство - другого слова и нет в отношении такого рода действий - просто недопустимо! Оно должно быть наказуемым! Но этого не происходит из-за попустительства соответствующих органов. Вопрос сохранения и культивации яблоневых садов в предгорьях Заилийского Алатау должен быть взят на особый конт­роль. Это же достояние нашего города и всего Казахстана! Необходимо провести инвентаризацию природоохранных зон и навести порядок в вопросах их использования. Не выдерживает никакой критики инцидент с брошенными на склонах Кок-Тобе многочисленными саженцами - благое дело превратили в фарс! Поэтому я объявляю выговор первому заместителю акима Ерлану КОЖАГАПАНОВУ.

Тот, понурив голову, встал.

- Взялся за дело - надо было делать его. Не получается - не берись! Выговор. Садись!

Кожагапанов послушно опустился в кресло.

Вслед за выговором - почти сенсация:

- Еще одна проблема - планы строительства курорта Кок-Жайлау. Чтобы каждый раз не возвращаться к этому вопросу, я сегодня запрещаю заниматься этим проектом - строительством горнолыжного курорта, - в очередной раз, но еще более четко обозначил свою позицию Токаев. - Не надо, не нужен он! Тем более что против него выступают все профессиональные экологи и компетентная общественность.

И добавил, что Казахстану нужно более активно присоединиться к кампании по отказу от пластиковых пакетов.

О трамвае и облике города

Конечно, говорил президент и про развитие метро, и о пригородных перевозках. И именно в этот момент неожиданно переключился на другую тему:

- Кстати, ликвидация трамвайного сообщения, на мой взгляд, была, мягко говоря, спорным решением. Надо было отремонтировать рельсы, обновить трамвайный парк и оставить трамваи в городе. Этот вид транспорта функционирует во многих европейских городах. Данный пример лишний раз свидетельствует о важности консультации руководства города со специалистами и представителями общественности.

Было видно, что в этот момент в нем заговорил коренной алматинец. Также Токаев посетовал на то, что в городе снесли некоторые исторические здания:

- Не могу согласиться с возведением крупного жилого дома на месте исторического здания ТЮЗа на проспекте Абылай хана, а также огромной гостиницы на улице Кабанбай батыра (на пересечении с пр. Сейфулина. - О. А.) - рядом с сосновым парком. Огромная гостиница стоит. Все загородила, все испортила. А также со сносом кинотеатра “Алатау”. Зачем надо было сносить здание кинотеатра? Тоже знаковое здание для Алматы. Таких примеров немало. Следует запретить плотную застройку в центральных частях Алматы. Надо также увеличивать количество парковых зон. Это острая необходимость в интересах горожан.

- Последние 15 лет Алматы отличался быстрыми темпами коммерческого и жилищного строительства, - продолжил президент. - Город вырос в два раза. При этом много нареканий в адрес детальной планировки, утверждаемой без уведомления собственников земельных участков. Градостроительная политика должна быть основана на принципах открытости, вся информация должна быть в свободном доступе. Граждане всегда активно реагируют на вопросы благо­устройства городской среды и проблемы точечной застройки. Как мне сообщили, жильцы дома №111 по проспекту Гагарина вместо ожидаемой парковой зоны увидели начало капитального строительства. На свои запросы в акимат они не получили вразумительного ответа, поэтому были вынуждены выступить с обращением в СМИ. Подобные факты - результат отсутствия прозрачной системы в сфере архитектурного планирования.

Об алматинской агломерации

- Правительству совместно с акиматами Алматы и Алматинской области необходимо внести конкретные предложения по развитию алматинской агломерации, в том числе по перспективам проекта G4City. У нас все проекты почему-то на английском языке. Их иностранцы готовят или вы сами?

Об индустриальной зоне

- В индустриальной зоне города зарегистрировано 33 компании. Инвестировано свыше 156 млрд тенге. Вместе с тем за семь лет с момента ее создания в эксплуатацию введено лишь шесть новых предприятий, в этом году начал работать всего один небольшой завод. Передовыми из всех этих проектов можно условно назвать лишь два предприятия. Нужно увеличить заполняемость индустриальной зоны новыми проектами. Они должны быть высокотехнологичными и ориентированными на экспорт.

Алматы является ведущим инновационным центром страны. Здесь сосредоточено большинство наших ведущих университетов. Город имеет хороший научный и кадровый потенциал, однако выделяемые гранты не дают должной отдачи. Серьезных инновационных разработок мы пока не видим. Министерству образования совместно с акиматом нужно принять меры.

О безопасности

- Алматы занимает первое место в стране по уровню преступности. Да, это самый большой город, но проблему нужно решать. При этом возникает вопрос: где эффект от видеокамер и цифровизации? Где эффект от реформы полиции? Пока мы видим то, что видим. Нужно навести порядок в этой сфере.

Меня беспокоит большое количество дорожных происшествий в стране и в Алматы в частности. Люди гибнут, получают увечья. Нужно принимать комплексные меры. Я дал поручение внести в законодательство нормы, ужесточающие наказание за управление автотранспортными средствами после приема алкоголя в любых дозах. Людей, которые садятся за руль в алкогольном опьянении или после принятия наркотиков и других психотропных веществ, сажать в тюрьмы. Это тяжкое преступление, направленное против законных прав наших граждан. В зависимости от тяжести содеянного давать разные сроки, изымать транспортные средства, пожизненно лишать прав на вождение.

Одновременно нужно позаботиться о качестве автомобильных дорог и безопасности пешеходов. Вместо дорогостоящих непонятных проектов обратить внимание на строительство переходов, мостов, удобных транспортных линий.

О коммуникациях и парадных подъездах

Совещание длилось в общей сложности два часа. Всего, конечно, не опишешь. Но еще одну, как мне кажется, важную цитату президента я все же хотела бы привести. Припомнив недавние прорывы труб с горячей водой на проспекте Райымбека и улице Бокейханова, Касым-Жомарт Кемелевич заметил:

- Городские власти долгие годы увлекались строительством и ремонтом дорожных развязок, что тоже, конечно, нужно, но при этом игнорировали не менее важную работу по поддержанию в должном состоянии энергетической и коммунальной инфраструктуры. Другими словами, строили парадные подъезды, забыв о том, что находится внутри. А это очень важная работа. Может, она не столько видна для СМИ, не столь пригодна для PR, но и ее нужно делать…

Это, как мне кажется, актуально и для действующих, и для бывших акимов. Свой парадный подъезд есть у всех.

Оксана АКУЛОВА, фото с сайта akorda.kz и Владимира ЗАИКИНА,  Алматы

Поделиться
Класснуть