4807

Жесть закона

К педофилам предлагают применять высшую меру

Жесть закона

Генпрокуратура страны подготовила большой “антигуманный” законопроект, которым усиливается наказание насильникам, маньякам, скотокрадам, браконьерам и иже с ними. Именно такую задачу, напомним, поставил силовикам глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ в своем послании народу страны.

Не лучше террористов

Документ поступил в мажилис 3 октября. На этой неделе депутаты устроили “круглый стол”, чтобы узнать мнение ученых, экспертов и судей о прокурорских инициативах.

Надзорный орган предлагает для педофилов максимальные меры уголовно-правового воздействия, установленные в нашей стране, - от 20 лет лишения свободы либо пожизненное заключение (к слову, такое наказание получают по суду террористы). Сегодня извращенцам грозит максимум 17 лет, но наши суды зачастую проявляют необычайное милосердие к педофилам и дают 15 лет, 11, а то и меньше.

Вместе с тем законопроект предусматривает уголовную ответственность за укрывательство и недонесение о фактах педофилии, таким гражданам может грозить до 6 лет заключения.

Кроме того, прокуроры предлагают убрать из уголовного законодательства принцип “заведомого незнания”, назовем его так. Сейчас наказать педофила можно, только если в суде докажут, что он точно знал о несовершеннолетнем возрасте своей жертвы. Подсудимые этим пользуются, “чистосердечно” признаваясь: они якобы даже и не догадывались, что имеют дело с несовершеннолетней девушкой, мол, она выглядела на все 18... И дела прекращались.

Наряду с этим предложено установить уголовную ответственность за развратные действия без насилия в отношении молодежи, не достигшей 16 лет (в действующем законе - только к лицам до 14 лет). Так Генпрокуратура отреагировала на недавние случаи, когда в Таразе и Караганде мужчины неподобающе вели себя на глазах подростков.

Но это предложение вызвало вопросы у доктора юридических наук Саттара РАХМЕТОВА:

- Знания о сексуальной жизни уже не являются секретом для школьников. О многих аспектах они осведомлены даже лучше, чем взрослые, тем более что распространение эротических материалов в интернете неконтролируемо. Между тем поправка предлагает серьезное наказание - до 5, а при отягчающих обстоятельствах - до 12 лет лишения свободы. Насколько это обоснованно? Насколько подростки 15-16 лет по своим психофизиологическим свойствам подвержены развращению?

Ему ответили в том плане, что развитие у детей разное, и 14-летние могут быть продвинутее 16-летних, и психика первых может быть покрепче, чем у более старших.

Когда женщина произносит “нет”

Изнасилование прокуроры предлагают перевести в категорию тяжких преступлений со сроком наказания от 5 до 8 лет. Сейчас оно относится к злодеяниям средней тяжести (от 3 до 5 лет) и потому позволяет насильнику примиряться с жертвой (именно из-за этого большинство секс-преступников уходило от наказания).

А за изнасилование при выполнении служебных обязанностей предлагается более суровый срок - от 9 до 12 лет. В этой связи депутат Василий ОЛЕЙНИК задал вопрос: если усиливается наказание за половые преступления, может, надо усилить и уголовную ответственность за заведомо ложные донос и показания?

Если изнасилование перейдет в разряд тяжких преступлений, последовал ответ, это потребует от правоохранительных органов более тщательного расследования: придется полностью изучать доводы как обвиняемого/обвиняемой, так и жертвы - на предмет возможного оговора и наличия корыстных мотивов. А санкция за ложный донос и без того суровая - от 3 до 7 лет тюрьмы.

Участники заседания спорили, убрать или оставить в Уголовном кодексе статью 55. Она гласит, что при наличии смягчающего обстоятельства и отсутствии отягчающих обстоятельств тюремный срок не должен превышать двух третей (при квалификации тяжкого преступления) и трех четвертей (при особо тяжком преступлении) максимально возможного срока.

- Приговор проводникам “Тальго” (двое мужчин были признаны виновными в изнасиловании в поез­де молодой женщины. - Т. Г.) вызвал возмущение общества, и тогда судьи объяснили, что не могут им дать больше, потому что статья 55 ограничивает их в этом плане. Нужен ли такой жесткий предел? - задался вопросом руководитель рабочей группы по этому законопроекту депутат Канат МУСИН.

- Мое мнение и мнение большинства судей, что в такой четкой градации, пределе нет необходимости! Вот в примере с “Тальго” максимальное наказание было 5 лет, но из-за статьи 55 наказание не могло быть более 2 лет 6 месяцев. Отсюда и весь вопрос общества. И если вы, законодатели, уберете эту градацию, то не будет больше таких вопросов! - высказалась судья Верховного суда Роза ЖАКУДИНА.

Общественный фонд “НеМолчиKZ”, помогающий жертвам сексуального насилия, предложил изменить саму квалификацию изнасилования: им не признается половое сношение с жертвой, которая не оказала реального физического сопротивления. По мнению руководителя фонда Дины СМАИЛОВОЙ, это неправильно, страх перед насильником парализует волю 70 процентов жертв, и кроме выдавливаемых из себя слов “я не хочу”, “нет” они ничего сделать не могут. В мире уже давно изнасилованием считается акт, до которого жертва дала четкий устный отказ, отметила общественница.

Надо, настаивает она, существенно пересмотреть и работу следственных служб по делам об изнасилованиях:

- На каждом этапе следствия с изнасилованными женщинами (а в нашем обществе в подавляющем большинстве случаев жертвами секс-насильников становятся именно представители слабого пола. - Т. Г.) работают мужчины. Экспертизы в 99 процентах случаев проводят тоже мужчины, и не важно, кто в гинекологическом кресле - подросток или взрослая женщина. Кроме того, потерпевшая, в том числе и ребенок, должна несколько раз рассказывать во всех подробностях, как и кто ее насиловал сначала опергруппе, потом дознавателю, потом ее вызывают отдельно в кабинет начальника следственного отдела, и затем только назначают следователя, которому снова нужно все рассказать. Унизительно проходит и выемка нижнего белья: потерпевшей его дают в руки и фото­графируют в развернутом виде с ее лицом. Мы спрашиваем: зачем? Какие еще унижения надо пережить изнасилованной, чтобы ее дело дошло до суда?!

Правозащитница попросила Генпрокуратуру подготовить инструкцию для пострадавших от сексуального насилия с пошаговым алгоритмом действий следствия, обеспечить осмотр жертвы судмедэкспертом, исходя из половой принадлежности обоих, исключить прямой контакт несовершеннолетних с подозреваемыми на очных ставках, а также предоставить каждой жертве бесплатную юридическую помощь и психолога в процессе расследования и на время суда.

- Девочки-подростки, пережившие изнасилование, особенно остро реагируют на длительные допросы. Особенно травмирующими являются очные ставки с подозреваемыми. За три года мы внимательно ознакомились с 25 уголовными делами о педофилии, принимали участие в их расследовании. За время проведения следствия 15 детей из 25 прибегли к попытке суицида. Две девочки погибли, одна осталась инвалидом, - констатировала Дина Смаилова.

Депутаты и прокуроры пообещали на заседаниях рабочих групп рассмотреть ее предложения, а также решить, нужна ли статья за домогательство. Сегодня такой запрос поступает от казахстанцев.

Скотское отношение

Дебаты разгорелись вокруг предложения ужесточить наказание за скотокрадство. Это преступление предлагается перевести в разряд тяжких преступлений, предусмотрев для виновных до 10 лет тюрьмы. И потому примирение невозможно. Для этого в Уголовном кодексе появится отдельная “специфическая” норма за кражи скота.

Академик и автор двухтомного комментария к УК Исидор БОРЧАШВИЛИ убеждал депутатов не выводить скотокрадство из состава общей статьи “кража”, чтобы не нагромождать кодекс. Если же все-таки будет принято такое решение, то тогда, по его мнению, в стране можно вводить отдельный состав и за кражу сотовых телефонов.

Тут все свое ораторское искусство включил замгенпрокурора Марат АХМЕТЖАНОВ:

- Надо в расчет брать нашу ментальность, мы все-таки казахи. Без сотового телефона человек проживет, а если у него последнюю корову или лошадь заберут - он теряет все! 42 процента нашего населения проживает в селе и занимается разведением скота. Сегодня кража скота стала организованным промыслом: кто-то ворует, кто-то оформляет на них документы, другой предоставляет транспорт, кто-то забивает, а кто-то реализует на рынке. Если мы переведем скотокрадство в разряд тяжких преступлений, более опытные сотрудники будут их расследовать, эти дела будут на контроле у руководителя ведомства - и раскрываемость улучшится. Если это преступление не раскроют, то это отрицательно скажется на показателях правоохранительных органов. Надо сказать прямо: ради этих показателей они будут бегать и проводить комплекс следственного-оперативных мероприятий, направленных на выявление соучастников. Кто-то это дело крышует, и, возможно, сами органы внутренних дел. Сейчас расследования проводятся нетщательно. Поэтому следует поддержать!

С начала этого года в республике похищено 10 942 головы скота, из которых владельцам вернули только 4665. Как заявляет МВД, 70 процентов всех заявлений по имущественным преступлениям касаются именно краж скота.

К слову, отдельные нормы, связанные с посягательством на значимые для общества ценности, выделяются в законодательстве во многих странах мира. Так, в Германии с их дефицитом и дороговизной электроносителей пре­дусмотрена специальная статья за кражу электричества, в Китае - за хищение и попытку вывоза исторических ценностей, а в Таджикистане - за кражу гуманитарных грузов. Отдельная статья за скотокрадство сегодня есть только в Монголии.

А вот Минэкологии не смогло убедить депутатов в необходимости выделить в отдельную норму незаконную охоту на сайгаков. На вопрос депутатов, чем сайгак лучше барса или архара, за рогами которого тоже все охотятся, прозвучал туманный ответ:

- Только в Казахстане сайгаки есть! И все браконьерство у нас происходит в основном на сайгака, большой спрос на их рога. Сегодня популяция сайги - 334 тысячи особей, наша основная задача довести ее до 500 тысяч особей, - попытался донести до участников дискуссии обоснованную тревогу зампредседателя комитета лес­ного хозяйства и животного мира Минэкологии Марлен АЙНАБЕКОВ.

- И дальше что?

- Потом ее можно будет использовать… Ну, поставлять популяцию, вплоть до того, что продавать эти же рога… - изрек гендиректор РГКП “Охотзоопром” Ерзат АЛЬЗАКОВ.

Депутаты попросили защитников природы представить более серьезные аргументы.

Тогжан ГАНИ, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть