3884

Дорожные перспективы

Власти обещают в ближайшие пять лет привести абсолютно все казахстанские автодороги в хорошее и удовлетворительное состояние. А для развития внутреннего туризма будет построено 13 аэродромов местных воздушных линий. Эти меры отражены в новом проекте госпрограммы инфраструктурного развития “Нурлы жол” на 2020-2025 годы, который вчера на заседании правительства представил министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут АТАМКУЛОВ.

Дорожные перспективы

В соответствии с данной программой будут реконструированы автодорожные участки Караганда - Балхаш - Капшагай, Талдыкорган - Усть-Каменогорск, Актобе - Атырау - Астрахань, Калбатау - Майкапшагай, Ушарал - Дос­тык, Жезказган - Петропавловск. Наряду с этим предусмотрен ремонт 11 тысяч километров автодорог. Такую же протяженность дорог планируют сделать платной, что, как отметил министр, позволит в 2025 году полностью перейти на самоокупаемость всей респуб­ликанской сети. А для усиления контроля сохранности автодорог планируется обустроить 112 единиц автоматизированных станций измерения тяжеловесного транспорта.

По словам Бейбута Атамкулова, на данный момент полностью приведены к национальному стандарту 1822 объекта придорожного сервиса, а в рамках госпрограммы дополнительно будет установлено 305 санитарно-гигиенических узлов.

В сфере гражданской авиации у МИИРа тоже грандиозные планы. Количество транзитных авиапассажиров планируют увеличить в два с лишним раза. В 2025 году, заявил глава ведомства, Казахстан будет готов принять более 2 млн транзитных пассажиров. Общее количество перевезенных пассажиров казахстанскими авиакомпаниями составит 11 млн человек.

- Отечественные перевозчики планируют обновить парк воздушных судов на 64 единицы. “Эйр Астана” (Fly Arystan включительно) закупит 36 бортов, SCAT - пять, QazaqAir - три и 20 самолетов для местных воздушных линий. В целях обеспечения привлекательности авиатранзита продолжим модернизацию наземной инфраструктуры отечественных аэропортов и доведем количество категорированных ИКАО аэропортов до 19, - проинформировал Атамкулов.

Для стимулирования внутреннего туризма в ближайшие пять лет предусматривается строительство 13 аэродромов местных воздушных линий (на стадии ввода в эксплуатацию аэродром Баянаула). Для полетов на данные аэродромы в этом году на лизинговой основе приобретено два воздушных судна на 19 кресел и до 2025 года планируется ввод в строй порядка 20 бортов аналогичного класса.

Реализация госпрограммы “Нурлы жол” позволит создать 48,5 тысячи постоянных и 502,2 тысячи временных рабочих мест в ближайшие шесть лет.

На заседании кабмин рассмотрел также вопросы развития государственно-частного парт­нерства. Как рассказал министр национальной экономики Руслан ДАЛЕНОВ, высокие показатели внедрения ГЧП демонстрируют Карагандинская и Акмолинская области. В этих регионах инвестиции большие, а государственные обязательства отсутствуют либо минимальные.

- Так, в проекты Карагандинской области привлечено 5 млрд тенге. При этом по ним нет государственных обязательств, возмещение происходит за счет платных услуг, тарифов и госзаказа. На 39 проектов Акмолинской области привлечено 5,9 млрд тенге инвестиций. Из 39 проектов 32 - без гособязательств. В этих регионах за 2016-2019 годы в среднем в год заключены договоры по трем проектам, - рассказал Даленов.

Между тем невысоких результатов добились Атырауская и Туркестанская области. Из восьми проектов в Атырауской области только один без гособязательств. При этом сумма привлеченных инвестиций составила 16,9 млрд тенге, а принятые государством обязательства - 39,8 млрд тенге. В Туркестанской области из 24 проектов 11 предусматривают выплаты из бюджета.

Как сообщил Руслан Даленов, в целях привлечения инвестиций с минимальными обязательствами инвесторам будут предложены пакетные решения, в рамках которых государство обеспечит все разрешения и до 49 процентов от финансирования проекта. Соответственно, инвестор вкладывает в готовый проект 51 процент требуемых средств, но через 5-7 лет он должен будет выкупить долю государства в соответствии с договором ГЧП. По мнению министра, такой механизм позволит увеличить инвестиции в сложные проекты.

Для решения проблемы инфраструктурного обеспечения проектов предлагается внедрить механизм возвратного ГЧП, при котором инвестор за счет собственных средств подводит инфраструктуру к проекту и обеспечивает заявленный социально-экономический эффект. В случае выполнения обязательств государственный партнер возмещает инвестору затраты на создание инфраструктуры.

В целях дальнейшего совершенствования ГЧП Миннацэкономики предлагает также перевести все соответствующие процедуры в электронный формат. Процесс планирования, тендерные процедуры, заключение, регистрация и исполнение договоров ГЧП будут интегрированы с порталом госзакупок.

- Наиболее перспективными направлениями для инвестирования по механизму ГЧП являются инфраструктура, образование, здравоохранение, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство.

Это будет способствовать увеличению рабочих мест и повышению качества жизни населения, - заключил Руслан Даленов.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть